С
1 сентября портфели многих московских школьников станут заметно легче.
Место обычных учебников в них должны занять электронные. Одно небольшое
устройство весом и размером даже меньше, чем ноутбук, заменит ученику
«Географию», «Биологию», «Химию» и другие книги. А что у нас с
внедрением новых технологий?
...и комментарий
И в
главном информационно–аналитическом центре Министерства образования, и в
издательстве «Вышэйшая школа» в один голос заявляют, что специалисты
трудятся над созданием электронных учебников (утверждена даже программа
«Электронный учебник» на 2007 — 2010 годы). Но то, что сейчас есть в
школах, пока очень трудно назвать таковыми. Да, кое–где в классах
информатики с винчестеров компьютеров можно «скачать» отсканированные
копии учебного материала (если школьнику не досталось пособия). К
некоторым предметам выпускаются звуковое сопровождение, картинки или
видео, которые учитель может показать детям на уроке. Однако
полноценного мультимедийного продукта с графическими изображениями и
видеорядом пока нет. И о разработке полноценных цифровых учебников,
которые бы заменили школьникам ныне существующие, речи не идет. Почему?
Причин
несколько. Во–первых, электронные «читалки» — недешевое удовольствие (в
интернет–магазинах они стоят не меньше 280 у.е.). Хотя в Украине,
например, выпустили собственные устройства. Оказалось, это гораздо
выгоднее, нежели постоянно переиздавать книги: стоимость «цифры»
эквивалентна затратам на пособия за два–три учебных года, а срок службы
значительно больше, чем у бумажного аналога.
Вторая причина: у
нас не разработаны санитарно–гигиенические нормы. На то, чтобы
просчитать, сколько времени школьник может сидеть перед монитором без
вреда для здоровья, какими должны быть шрифт, экран и другие нормативы,
нужно время.
— Когда–нибудь мы придем к осознанию того, что
бессмысленно рубить лес, делать бумагу, если можно читать литературу в
электронном виде, — размышляет директор издательства «Вышэйшая школа»
Александр Нечай. — Но прежде предстоит проделать немалую
исследовательскую работу, разработать правила и нормы. Ведь при
издательстве бумажных учебников существует масса критериев: белизна
бумаги, размер шрифта, цвет рисунков и так далее. Все это изучалось
годами. По электронным аналогам для школьников нормативов пока нет.
В
отделении гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья разводят руками: не было такого
задания. Хотя и здесь понимают, что рано или поздно необходимость в этом
возникнет, ведь прогресс не стоит на месте.
А что скажут
технические специалисты? Денис Блищ, шеф–редактор
информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях Onliner.by,
считает, что переход от бумажных учебников к электронным выигрышен сразу
по нескольким аспектам. Например, их использование требует некоторой
компьютерной подготовки, что в наше время никому не помешает. У
школьников появляются большие возможности для изучения материала. Кроме
того, это удобно, современно и экономически выгодно. Однако, по мнению
эксперта, в ближайшем будущем наши школы вряд ли перейдут на электронные
учебники:
— Даже простое обновление компьютерной техники в
классах растянулось на долгие годы, что уж говорить про современные
электронные устройства, — считает он. — Хотя, мне кажется,
психологически современные школьники готовы уйти от бумажных учебников.
Сейчас электронные книги — одни из самых продаваемых технологичных
устройств для личного пользования. И их популярность постоянно растет.
Впрочем,
пока ни в одной стране речь не идет о полной замене обычных книг на
электронные устройства. В Москве, например, это будет только
эксперимент. Пока еще остается немало вопросов. Например, кто и как
будет ремонтировать такие устройства? И что делать, если ребенок
потеряет далеко не дешевую «цифровую» книгу?