Можно сколько угодно плакаться о том, что тинейджеры не читают, и
пытаться всучить им дорогие нашему сердцу книги, - но эффект будет, как
от попытки подключить к розетке валенок. Может быть, стоит просто
попытаться понять, что происходит? Ведь говорят, что меняется не только
процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики
чтения в целом, и эту совокупность назвали "новой моделью детского
чтения".
Кстати, попробуйте упрекнуть юного геймера, что он
вообще ничего не читает. Тот еще и обидится: в процессе некоторых игр,
особенно квестов, нужно прочитывать довольно много историй, чтобы
понять, какая задача ставится перед героем. В 80-х годах к первым
квестам, то бишь играм-приключениям, как правило, прилагалась новелла,
которую старались заказать профессиональному литератору. А теперь вообще
можно говорить о синтезе книжки и монитора... Ведь нынешняя
шоу-индустрия мыслит глобально. Если какой-то сюжет или образ
востребован, он будет воплощен во всех возможных видах: фильм, сериал,
компьютерная игра, изображения на тетрадках-майках, игрушки...
По
книгам также делаются компьютерные игры, в основном востребовано
фэнтези: миры Толкиена, Урсулы ле Гуин, братьев Стругацких и Жюля Верна,
"Хроники Нарнии" Льюиса... Но бывает и наоборот: вначале - компьютерная
игра, затем - книга. Сегодня практически по мотивам каждой популярной
компьютерной игры можно найти книгу или хотя бы фанфики в сети.
Фактически
имеем отдельный литературный жанр, о котором стоит поразмышлять.
В
русскоязычном пространстве, наверное, первым, кто на достаточно высоком
литературном уровне синтезировал компьютерную игру и книгу, был Виктор
Пелевин со своим "Принцем из Госплана" и "Лабиринтом отражений", в них
соответственно описывались игра "Принц Персии" и легендарная стрелялка
DOOM. Тогда у нас мало кто вообще имел доступ к компьютерам, и повесть о
том, как служащие скучной государственной конторы ведут яркую и опасную
параллельную жизнь посредством компьютерных игр, читалась взахлеб и,
конечно, вызывала желание к этой виртуальной жизни приобщиться. Похожий
синтез в романе "Сарока на шыбенiцы" современного белорусского прозаика
Альгерда Бахаревича: герои также играют в компьютерную игру, и то, что с
ними происходит в виртуальном мире, как бы открывает их истинные
сущности.
Когда издатели поняли, что мониторы опасны для книг,
начались попытки приспособления. На прилавках наших книжных магазинов
появились книги-игры, похожие на компьютерные квесты. Но они как-то
быстро исчезли, так и не став любимицами публики.
В начале
1990-х известным фантастам - Мерседес Лэки, Кристоферу Сташеффу, Уильяму
Форстчену - были заказаны романы по игре Wing Commander. И понеслось...
Появляются книги по играм Myst, Diablo, DOOM, Command & Conquer,
Mortal Kombat, Warcraft, Starcraft, WarHammer, Oblivion, "Герои Меча и
Магии" и т.д., список уточните у знакомых тинейджеров. Некоторые из этих
"порождений вирта" до сих пор размножаются, и их клоны можно найти
среди недорогого фэнтези.
Есть серия книг по компьютерной игре
UFO. Ее создатели в свое время беззастенчиво использовали мир классика
готических ужасов Говарда Лавкрафта, придумавшего Ктулху, Дагона и
прочую нечисть. Угадайте, сколько в тех книгах осталось от Лавкрафта?
Когда появился сериал "Ведьмак", все знали, что в его основе книги
польского фантаста Анджея Сапковского. Затем появилась компьютерная
игра, где больше от фильма, чем от книги. А теперь по компьютерной игре
"Ведьмак" пишутся книги, авторами которых является отнюдь не Анджей
Сапковский. А вот продается "книга по мотивам фильма и игры "Властелин
колец", и автор ее... Толкиен собственной персоной!
Нынче
активно размножаются книги по игре S.T.A.L.K.E.R., действие которой
происходит в чернобыльской зоне. Фон игры воссоздан очень реалистично:
точная копия четвертого блока, город Припять... Правда, населяют эти
места, как водится, жуткие мутанты, с которыми герою и приходится
сражаться. В интернет-магазине я нашла 22 книги по мотивам игры. Прошло
уже несколько литературных конкурсов, после них изданы сборники типа
"Тени Чернобыля", "Чистое небо", "Зов Припяти".
Казалось бы,
вот, детишки, вам ваше же любимое блюдо, только в профиль. Сюжеты
большинства из книг по мотивам компьютерных игр немудрящи:
монстры-демоны-маги тупо хотят уничтожить мир, либо захватить над ним
власть, либо вне всякой логики объединяют эти две глобальные задачи, а
герой должен упомянутый мир спасти. Наверное, родители и педагоги,
вздыхая, соглашались даже на такую литературу - только бы чада читали.
Но
чуда не произошло. Почему-то не бросился массовый геймер читать о своих
героях. Ситуацию проиллюстрирует отрывок из форума, где обсуждался
выход очередной книги по популярной компьютерной игре, орфография,
естественно, оригинала:
"- Так простое чтиво, ничего
особенного. Для меня это скука.
- книги читать памоему ваще
прошлый век) для мя проще фильм пасматреть))
- Не, ну это ты
зря, проще то оно проще, но вот лучше ли? Хорошую книгу никаким кино не
заменишь...
- только не для меня ) скукатища млин книгу читать
))))"
В общем, получилось, что "геймеру геймерово, читателю
читателево". Более-менее качественные книги по виртуальным мирам
читаются любителями фэнтези, и вовсе не обязательно, что эти читатели
играли в то, что легло в основу книг. А привыкшие к мониторам лучше еще
раз прогонят своего героя через хитроумные ловушки и "замочат"
сотню-другую монстров.
Но даже те, кто читает, в целом такую
литературу оценивают весьма низко.
Кроме дешевых изданий, есть
и другая форма существования "компьютерных книг": шикарные издания с
множеством иллюстраций, иногда стилизованные под магические книги,
которые изображены в игре. Стоят они дорого, продаются часто в комплекте
с дисками. Вот от такого подарка геймер точно не откажется... Будет ли
читать? И, главное, сколько духовной пользы от того чтения? Вопрос
риторический. И опять нам нужно решать: пусть дети читают хоть что-то,
лишь бы читать не разучились, или такая позиция порочна? Как вы думаете?
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY