Недавняя проверка Гродненской областной прокуратурой показала:
руководители почти 40 сельхозхозяйств приобрели дорогие служебные
автомобили, несмотря на то, что их предприятия были в долгах...
Работа у руководителя СПК хлопотная — уборочная, посевная...
Перевести дух некогда. Но есть среди них и такие, кого больше заботят
вопросы статусного порядка, в частности служебный автопарк. Как бы
прикупить авто коллегам на зависть! Недавняя проверка Гродненской
областной прокуратурой показала: руководители почти 40 сельхозхозяйств
приобрели дорогие служебные автомобили, несмотря на то, что их
предприятия были в долгах как в шелках. А некоторые СПК и вовсе дышали
на ладан! На фоне финиша непростой уборочной кампании новость прозвучала
вызывающе.
Началось все с того, что областные прокуроры
решили проанализировать, как в отрасли соблюдают Директиву № 3. Экономия
и бережливость, напомним, — главные факторы экономической безопасности
страны. Уже в начале проверки специалисты обнаружили, что руководство
некоторых предприятий об этом то ли не знает, то ли позабыло. Вместо
того чтобы расплачиваться по счетам, экономя каждую копейку, «должники»
шиковали, покупая дорогие машины. Когда прокуратура копнула чуть глубже,
оказалось, что случаи далеко не единичные. Только за 2008 – 2010 годы
сельхозорганизации области приобрели десятки автомобилей, причем брали
не «Жигули» с «Нивами», а «Пежо», БМВ и иже с ними. А ведь общая
просроченная задолженность перед районными и областным бюджетом у
«проштрафившихся» составляла около 20 миллиардов рублей...
—
Юрлица, в принципе, имеют полное право покупать машины — в качестве
служебных, специальных. Но при определенных условиях: если отсутствует
задолженность по заработной плате, энергоресурсам, платежам в бюджет,
государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам, кредитам,
полученным под гарантию Правительства, — рассказали корреспонденту БЕЛТА
в Гродненской областной прокуратуре.
В данном же случае долги
можно было мариновать в кадках. Возьмем, к примеру, предприятие
«Можейково» (Лидский район). Около 3 миллиардов должны бюджету, 548
миллионов — Фонду соцзащиты, 300 миллионов невыплаченных кредитов,
полученных под гарантию Гродненского облисполкома... Тут не о машинах
руководителю надо думать, а о том, как бы в долговую яму не угодить.
Вместе с тем в 2008–м предприятие обновляет автопарк: купили практичный
«Пежо–Партнер» за 35,6 миллиона и «Фольксваген» почти за 32 миллиона.
Где логика, куда делся здравый смысл?
В СПК «Гирки»
(Вороновский район) начальство питало слабость к внедорожникам. Осенью
2009–го решили приобрести БМВ–Х5 за 59 миллионов рублей. Круто! Только
вот ровно за несколько дней до покупки хозяйству пришлось взять кредит
на сумму 92.000 долларов в Белагропромбанке — нечем было платить
работникам. А общая сумма числящихся за кооперативом кредитов составляла
более 2,3 миллиарда рублей. Это не считая займов райисполкома, которые
тоже были просрочены.
В СПК им. Черняховского (Кореличский
район) тоже не скромничали — служебным автомобилем стал джип
«КИА–Соренто» за 65 миллионов. И здесь машину купили, хотя нужно было
думать совсем о другом — как свести концы с концами.
Что тут
добавить? Картина, когда через ржавые ворота мехдвора лихо подкатывает
«навороченный» председательский джип, знакома работникам СПК не только в
Гродненской области. Шикующим же руководителям, видимо, абсолютно
безразлично, что доверие и уважение подчиненных они стремительно теряют.
Думается, и в других районах страны контролирующим органам стоит
внимательно присмотреться к банкротам, разъезжающим на иномарках, и
поставить вконец обнаглевших хозяйственников на место.
Надо
подчеркнуть, что на все эти дорогостоящие «шалости» прежнее руководство
области смотрело благодушно. Сейчас — оценка иная. Руководители,
незаконно купившие автомобили, начали возвращать в бюджет деньги
(возвращено уже полтора миллиарда рублей). Большинство заключили с
финансовыми управлениями райисполкомов графики погашения задолженности.
Как их будут выполнять, проверят райпрокуроры. Некоторые хозяйства
машины с «излишествами» уже продают. К примеру, в «Гирках» сбыли–таки
БМВ–Х5. Часть вырученной суммы направили на погашение бюджетной
рассроченной задолженности, другую — на закупку ГСМ. Так как за машину
удалось получить меньше, чем отдали при покупке, разницу удержат из
зарплаты председателя СПК.
А вообще — забавная картина:
предколхоза важно катит на БМВ, изображая пана, который хоть и заложил
имение в ломбард, зато купил вместо практичной брички лакированный
фаэтон. Всем соседям на зависть!
СМИ Портала Беларусь Сегодня: SB.BY