Очередная
неприятная история в туризме: на этот раз пострадали клиенты турфирмы
«Мир фантазий», а милиция возбудила уголовное дело в отношении менеджера
предприятия. Это уже четвертый за лето громкий скандал в сфере
туруслуг. В последние десять лет на туристическом рынке не бывало такого
всплеска криминала, наоборот, число претензий к турфирмам с каждым
годом уменьшалось. Что же происходит?
Напомним, сейчас
объявлена в международный розыск директор фирмы «Рестмаркет»: она
скрылась, обманув как туристов, оплативших отдых, так и кредиторов,
ссудивших ей немалые средства, — всего около 60 человек. Продолжается
разбирательство (пока без возбуждения уголовного дела) в отношении
турфирмы «Совпольда», которая по финансовым причинам не смогла отправить
на отдых около 50 туристов. В июне оба упомянутых предприятия были
лишены лицензий на право осуществления туристической деятельности.
Месяцем позже была аннулирована лицензия ООО «СПО»: отдыхающих,
отправленных этим предприятием в Турцию, выселили из отеля, так как
московский туроператор не перевел деньги за их тур. Москвичи, в свою
очередь, не получили оплаты от минской турфирмы, хотя сами туристы
добросовестно внесли необходимые суммы. Только вмешательство
белорусского посольства и департамента по туризму Минспорта позволило не
испортить людям отдых.
— Причину падения качества
туристических услуг отчасти можно объяснить появлением большого числа
новых предприятий, страдающих отсутствием профессионального опыта, —
анализирует ситуацию начальник сектора по сертификации туруслуг
Национального агентства по туризму Светлана Числова. — Серьезные фирмы
начинают свою работу с изучения рынка, поиска надежных партнеров,
разработки и подписания основательных договоров, определяющих права и
обязанности сторон, обеспечивающих стабильность работы, отработки
технологий обслуживания. А новички полагают, что туризм — это просто.
Ведь они сами бывали в турпоездке, что тут сложного? В 2007 году были
смягчены довольно жесткие условия для занятия туристической
деятельностью, отменена обязательная сертификация, и вдруг появились
фирмочки, которые как кот в мешке — никогда не известно, с чем там
столкнешься. Если раньше для директора турфирмы было необходимо
профильное образование или опыт работы в сфере туризма для получения
лицензии, то теперь достаточно любого высшего — хоть ты специалист по
тяжелым тракторам или легкой промышленности. Новоявленным деятелям
турбизнеса позволено работать без спецобразования в течение 2 лет, то
есть набираться опыта на нас с вами. Плюс у молодых турфирм возникают
финансовые проблемы: они не в состоянии заранее выкупить квоту мест на
заграничных курортах, как это делают крупные туроператоры, и прибегают к
бронированию по принципу «сегодня на сегодня». Разумеется, в столь
авральном режиме работы происходят различные накладки как с оплатой
туров, так и с вероятной перепродажей мест в отелях, что особенно
характерно для пика сезона.
Действительно, многие эксперты (в
частности, руководитель крупного туристического портала Андрей Барашко)
говорят, что за последнее время число турфирм выросло примерно на 30
процентов, в то время как количество потенциальных клиентов увеличилось
всего на 10 — 15 процентов. Поэтому крайне затруднительным становится
прежний механизм своеобразной финансовой пирамиды, когда уже
поступившими деньгами завтрашних курортников оплачиваются туры тех, кто
улетел на отдых сегодня. В случае если нового притока клиентов не
происходит, у разбитого корыта остаются ни в чем не повинные туристы, не
подозревающие о столь специфической кухне взаиморасчетов между
туркомпаниями.
Возвращаясь к «Миру фантазий», следует сказать,
что здесь ситуация несколько иная: сама турфирма достаточно давно
работает на рынке и ранее не имела нареканий, а ее клиенты стали жертвой
обыкновенной мошенницы.
— Мы занимались в основном
автобусными перевозками, а тут решили расширить спектр услуг за счет
авиаперелетов, — чуть не плача, объясняет директор Татьяна Комаровская. —
Взяли, как нам казалось, грамотного специалиста в этой области, и она
нам тут так «наработала», что не знаем, как и расхлебывать.
По словам директора, 37–летняя менеджер Лилия М. попросту использовала имя фирмы в собственных корыстных интересах.
—
Мы открываемся в 10 часов утра, а Лилия почему–то приходила на работу
гораздо раньше. Только в милиции узнали, что к 9.00 она приглашала в
офис клиентов, которым обещала устроить тур по гораздо более выгодной
цене, чем он стоил в реальности. Например, просила 1.100 долларов за
путевку, стоившую на самом деле 1.700. Разумеется, люди охотно
соглашались, а она выдавала им филькину грамоту — распечатанное на
листочке подтверждение липового бронирования и авиабилеты, сделанные на
сканере. Многие потерпевшие — ее знакомые, и они слепо доверяли ей
немалые деньги.
Директор не снимает с себя вину в кадровом
промахе, но в то же время считает фирму такой же потерпевшей стороной,
как и обманутых туристов: — Наша репутация испорчена действиями
мошенницы, и сейчас мы думаем, как взыскать с нее деньги, чтобы
расплатиться с обманутыми клиентами.
Речь, к слову, пока идет о
20 тысячах долларов, полученных от 24 человек. Милиция ситуацию не
комментирует, ссылаясь на то, что не до конца ясна картина
произошедшего.
— С турфирмой мы еще будем разбираться, —
подытоживает неприятную историю заместитель министра спорта и туризма
Чеслав Шульга. — Но хотелось бы обратить внимание, насколько
безответственно сами граждане подошли к организации своего отдыха:
передавали крупные суммы, не требуя взамен ничего — ни чека, ни
правильно оформленного договора. Странное дело, в гипермаркете
внимательно изучают чек, чтобы, не дай Бог, не переплатить лишнюю сотню
рублей, а тут легко отдавали тысячи долларов... Турист опять наступает
на старые грабли.
Советы «СБ»
Выводы,
которые можно сделать из подобных скандалов, уже не раз звучали в
прессе, но не возымели, как видно, эффекта. Что ж, придется повторить.
Во–первых,
подозрения должна вызывать неожиданно низкая цена отдыха. Зачастую
дешевизна путевки — лишь крючок, на который вас ловят мошенники.
Во–вторых,
не ленитесь изучить репутацию и историю той турфирмы, куда решили
обратиться. Если она возникла недавно — вряд ли у нее налажены серьезные
партнерские отношения с зарубежьем.
В–третьих, как ни
банально это звучит, внимательно читайте договор! А при передаче денег
обязательно требуйте кассовый чек и договор–ваучер на оказание туруслуг.