Сегодня из Бреста можно улететь только в Москву и Калининград.
В
неделю выполняются три регулярных рейса: два (московские) по средам и
субботам осуществляет российская авиакомпания, еще один - Калининград -
Брест - Калининград - по вторникам выполняет "Гомельавиа". Можно,
конечно, улететь в любой другой город мира, однако на чартере. Канули в
Лету те времена, когда областной центр по воздуху был связан с 15
городами СССР, - обслуживал рейсы из Москвы, Киева, Одессы, Ростова,
Куйбышева, Самары, Мурманска... Например, в 1985 году из аэропорта было
отправлено свыше 100 тысяч пассажиров, более 700 тонн грузов и почты.
Потенциальная пропускная способность аэрокомплекса - 400 человек в час
- сохранена, однако за нынешние полгода по трапу поднялось и спустилось
лишь около тысячи пассажиров. Что или кто подрезал крылья брестским
авиаторам? Да и нужны ли самолеты областному центру?..
Новая роль
Аэровокзал
встретил меня тишиной. Открыла двери, зашла на первый этаж, поднялась
по широкой лестнице на второй, третий - ни одного человека! Непривычная
для вокзального здания пустота. В глаза бросился разве что стандартный
плакат советского агитпропа - "Слава труду", заставив улыбнуться. Не
удержалась и высказала свое мнение на этот счет исполняющему
обязанности начальника Брестского филиала "Белаэронавигация" Сергею
Манюку.
- Это декорации, - объясняет Сергей Антонович. -
Московские кинематографисты заключили с нами договор до конца августа.
Со дня на день начнут снимать эпизоды фильма о Владимире Высоцком.
Кино,
кстати, о трудном периоде жизни поэта и барда - событиях 1979 года,
когда он пережил клиническую смерть ("Прадеды Владимира Высоцкого и
Андрея Макаревича жили по соседству", "СБ" за 4 августа). Брестский
аэропорт "сыграет" роль ташкентского "коллеги", а брестчане, которых
уже набирают в массовку, - узбеков. Почему нет? На просторах
аэровокзала никто не будет мешать киношникам и они - никому. А после
завершения съемок на площадке у аэропорта пройдет международный
молодежный фестиваль городской субкультуры "Еще лето". В общем,
неплохой пиар аэропорту, о существовании которого, уверена, некоторые
участники мероприятий даже не догадывались.
Аэропортовый
комплекс в Бресте построен в 70 - 80-х годах. Имеет статус
международного. Допущен к эксплуатации ряда воздушных судов, в том
числе тяжелых авиалайнеров взлетным весом до 400 тонн. Сертификация на
право обслуживать самолеты проводится здесь ежегодно. А диспетчеры
проходят переподготовку в Великобритании...
Вряд ли об этом
знал президент Международной федерации гребли (FISA) Дэнис Освальд,
когда на пресс-конференции после завершения молодежного чемпионата
"академиков" в Бресте посетовал, что в городе нет международного
аэропорта. "Добираться к вам приходится либо из Минска, либо из
Варшавы. Близость аэропорта - одно из решающих условий для проведения
международных соревнований", - ой как не хочется верить, что Дэнис
Освальд уже "вынес" приговор гребному каналу, о технических данных
которого, кстати, говорил с восторгом...
Авто - к трапу!
Мы
с Сергеем Манюком поднимаемся в святую святых - диспетчерскую. Аэропорт
обеспечивает прием и выпуск воздушных судов в рабочие дни с 8.30 до
16.30 по местному времени. Но, в принципе, - круглосуточно. При
своевременном поступлении заявки предприятие готово принять внеплановый
борт в любое время дня и ночи. Например, как это было накануне моего
приезда. А сейчас наблюдаю, как на посадку идет борт из Калининграда.
Почти одновременно просит взлета красивый маленький самолет МЧС.
Диспетчер дает "добро", но прежде чем взлетит "малыш", должен
приземлиться "старичок" Ан-24 - машина 1954 года выпуска...
-
Мы принимаем и чартерные рейсы. Появились постоянные клиенты. Например,
немецкий бизнесмен, у которого дело в Беларуси. Прибывают чартеры из
Европы - с охотниками, они потом отправляются в Беловежскую пущу. Могли
мы и спортсменов-гребцов принять. Не всех, правда, - перрон рассчитан
на стоянку небольшого количества воздушных судов. Но сомневаюсь, что у
команд есть частные самолеты. Скорее, они летят рейсами в самый крупный
европейский аэропорт - во Франкфурт. Потом - до Варшавы или Минска. И
можно было без проблем наладить их доставку в Брест из Франкфурта, -
уверен Сергей Манюк.
Кстати,
в 2007 году, когда в Бресте (в том числе и на гребном канале) проходили
I Евразийские спортивные игры среди юношей и девушек, аэропорт принимал
даже "Боинг-757". В нашей стране только Минск может обслуживать суда
такого класса. В 2013 году предстоит ремонт полосы, и тогда, возможно,
в Бресте смогут приземляться "Боинги" еще более высокого класса.
А
пока здесь, кроме немногочисленных регулярных, успешно принимают и
отправляют правительственные рейсы из стран СНГ. На высшем уровне. Да,
и за подачу авто к трапу брестские авиаторы денег не берут, как это
делают в других аэропортах...
Мягкая посадка
В
связи с предполагаемой организацией на Брестчине итальянской
экономической зоны есть задумка организовать рейсы по маршруту Брест -
Рим - Мадрид. А пока в основном свободная экономическая зона "Брест" и
ее резиденты обеспечивают авиаторов работой. Так как аэропорт находится
на территории СЭЗ "Брест", на него распространяются все условия
хозяйствования, предусмотренные для СЭЗ.
- Прибыль приносят
также транзитные грузовые борты. Следуя из Азии в Западную Европу и
обратно, у нас они выполняют дозаправку, - Сергей Манюк поясняет, что
это выгодно и перевозчикам, и брестским авиаторам.
Но где же
туристы? Организованные туристы к нам не летят. В Бресте нельзя купить
белорусскую визу прямо в здании аэровокзала (в Национальном аэропорту
"Минск" визы с января, к сожалению, серьезно подорожали). Однако
таможня функционирует постоянно. Пограничники приезжают по требованию.
Есть у аэропорта даже своя гостиница - "Мечта" называется...
Что
ни говорите, а географическое положение Бреста очень выгодное. Аэропорт
ему нужен. Если перспектива развития регулярных пассажирских перевозок
авиаторам видится пока туманной (недешевые билеты и малый спрос), то
развитие бизнес-авиации вполне реально. Ведь устоявшийся профиль, по
которому развивается брестский аэропорт, - обслуживание воздушного
движения. И, как говорят летчики, "ключи от неба" не заржавели: уже в
2008 году значительно выросло количество принятых грузовых бортов,
нынешний год тоже обещает сложиться удачно. Ко всему Минтранс
разрабатывает многообещающую программу развития гражданской авиации на
2011 - 2015 годы, в том числе по организации внутриреспубликанского
воздушного сообщения.
И глядишь, после реконструкции
взлетно-посадочной полосы придется приглашать Дэниса Освальда (или его
преемника) с инспекцией, чтобы тот смог убедиться: брестский аэропорт
по своим техническим параметрам и возможностям ничуть не уступает
гребному каналу (если можно провести такие аналогии) и по праву имеет
статус международного...
Кстати
В Беларуси 7
аэропортов: Национальный аэропорт "Минск", аэропорты "Минск-1", а также
в Гомеле, Бресте, Гродно, Могилеве и Витебске. Все они допущены к
обеспечению международных полетов.
В тему
Международная
организация гражданской авиации высоко оценила уровень авиационной
безопасности в Беларуси. В июле ее представители детально изучили нашу
систему авиационной безопасности, в том числе качество работы
аэропортов, экипажей самолетов и другого персонала в области
гражданской авиации. Серьезных замечаний нет, сообщает сайт
департамента по авиации Минтранса.