Где–то
неподалеку трещали заборы, рушились деревенские хаты и валились
деревья: к моей позиции неумолимо приближался тяжелый танк. Пока
невидимый, он вызывал тоскливое чувство обреченности: что я сделаю
против «Тигра» на своей слабенькой самоходке? СУ–76 только на словах
называется противотанковой, а на деле — тонкая броня, слабое орудие...
Наконец в прицеле мелькнул серый борт, на котором вспыхнул сноп искр от
моего снаряда, и наводчик сухо доложил: «Рикошет!» Вражеская махина на
ходу доворачивала башню, своей медлительностью давая шанс на еще один
выстрел, и я им воспользовался — сбил супостату гусеницу. «Тигр»
остановился, и это решило исход схватки: за лесом громыхнули наши
гаубицы и тяжелые снаряды обрушились на неподвижный танк. Через секунду
он пылал, а я торопливо менял позицию: артиллерия противника тоже не
дремала...
Точное попадание
Подобными
эпизодами насыщена буквально каждая минута новой динамичной игры «Мир
танков», созданной белорусскими разработчиками. За четверть часа
(столько длится обычный бой) в жестоком противостоянии сходятся десятки
боевых машин, управляемых живыми игроками: игра идет в онлайн–режиме, и
тысячи людей по всему миру каждый вечер погружаются в атмосферу сражений
Второй мировой. Ситуация уникальна тем, что официально игра еще не
стартовала, — идет открытое тестирование проекта, мгновенно ставшего
популярным. Белорусская студия «Геймстрим» сказала новое слово в жанре
многопользовательских игр, и это слово было — танк.
Внезапно
оказалось, что игровая аудитория попросту устала от традиционных
онлайн–развлечений с их фантазийными мирами, космическими сагами и
выдуманными персонажами. Кроме того, приключения эльфов, магов и гномов
не привлекали взрослых людей, оставаясь уделом школьников. Ну разве
признаешься в кругу солидных сверстников, что нашел в игре какие–нибудь
«трусы мудрости», дающие 2 очка к интеллекту? Другое дело — обсудить
пробиваемость кумулятивных снарядов, достоинства ходовой части легкого
танка, разницу между гомогенной и цементированной броней. Это обычные
мужские разговоры, и разработчики проекта сыграли на том, что
большинство мужчин в юном возрасте рисовали в школьных тетрадках
вездесущие «танчики», собирали их достоверные модели и... видимо, так и
не наигрались в детстве. Попадание оказалось 100–процентным: в «Мир
танков» с удовольствием погрузились как молодые люди, так и те, кому за
50. Это стало сюрпризом для самих разработчиков: они рассчитывали
набрать для тестирования всего около 5 тысяч человек. Однако с первого
же объявления о начале бета–теста пришлось рассматривать до 300 заявок в
день, в итоге сегодня пакет с игрой скачали около 125 тысяч
пользователей из стран СНГ и примерно 50 тысяч игроков из дальнего
зарубежья.
Одиночка обречен
«Мир танков»
весьма дружелюбен, он не отпугивает необходимостью заучивать десятки
клавиш для комфортного управления. У каждого игрока имеется ангар с
техникой, где он проводит немалую часть времени, модернизируя свой
танковый парк, и прямо оттуда отправляется в бой, нажав единственную
кнопку. Игра сама выбирает одну из карт местности, сама формирует
примерно равные по силе команды из 15 машин с каждой стороны и включает
таймер на 15 минут. За это время необходимо захватить вражескую базу или
уничтожить противника. Участие в бою, нанесение повреждений, успешная
разведка, точные артудары — все это дает игроку очки опыта и т.н.
кредиты, на которые можно покупать новое оборудование и вооружение. На
стадии тестирования доступны около 60 моделей германской и советской
боевой техники 40–х годов, вскоре появится линейка американских,
французских, итальянских и даже японских танков. Бои, кроме случайных
локаций, будут проходить также на глобальной карте, где уже полки и
бригады игроков станут сражаться за территории. Кстати, необходимость
взаимодействия — одно из важных отличий «Мира танков» от прочих
многопользовательских игр, ориентированных на индивидуальную «прокачку»
персонажа. В танковом бою одиночка, будь он на самой мощной машине,
заранее обречен. Поэтому взаимная поддержка становится условием
выживания и победы. К примеру, один из принципов командных действий
звучит так: «Защитите свою артиллерию от легких танков, и она спасет вас
от тяжелых».
Учиться играя
Более всего
продукт белорусских игроделов подкупает исторической достоверностью: по
нему можно изучать развитие танкостроения в 30 — 50–х годах прошлого
века. При создании моделей танков и самоходных артиллерийских установок
учитываются мельчайшие подробности, вплоть до расположения заклепок на
броне. Если в реальный комплект снаряжения входила обыкновенная лопата,
будьте уверены, вы обнаружите ее на одной из надгусеничных полок. Если
скатка брезента — пожалуйста, вот она, за башней. С той же
кропотливостью разработчики подходят к воссозданию поля боя. Посетив
студию, мы с удивлением наблюдали, как в игру плитка за плиткой
переносится брусчатка с площади одного из немецких городков — пример
брался с архивной фотографии 1944 года, где по этой брусчатке шагала
американская пехота. Мельчайшие архитектурные детали зданий, руины от
бомбежек, противотанковые препятствия — все выглядит так, как было в
реальности, на кинофотодокументах. К чему такая скрупулезность, если в
горячке боя никто не обратит внимания на эти изыски? «Учиться играя —
это один из обязательных мотивов игры», — говорит сотрудник студии
Дмитрий Пинчук. «Мы хотим, чтобы игра исподволь давала образовательную
нагрузку. Поэтому приятно, когда даже девушки после нескольких дней игры
уже видят разницу между Т–34 и Т–34–85 и безошибочно различают немецкие
танки по силуэтам. Вряд ли какой–нибудь сухой учебник или справочник
может похвастать такой эффективностью просвещения». В самом деле, чем не
лучший способ заставить современного молодого человека изучать историю?
Вместо просиживания штанов за бездумными «стрелялками» он сейчас жадно
глотает мемуары танкистов. И потом пишет на форуме: «Я за всю жизнь не
прочел столько о войне, сколько за пару месяцев игры в «Мир танков».
К
слову сказать, «Геймстрим» уже имеет неплохой опыт в
образовательно–развлекательной сфере: одна из первых ее игр, «Операция
«Багратион», получила теплый прием у ветеранов, которым специально
показывали эту достоверно воссозданную и весьма масштабную реконструкцию
освобождения Белоруссии.
Деньги и престиж
Интересный
вопрос — как собираются зарабатывать создатели «Мира танков», если
скачать игру можно абсолютно бесплатно? Тратить деньги придется тем, кто
желает по–быстрому опробовать самые эффектные возможности игрового
процесса. К примеру, купить редкие подкалиберные снаряды (они и во время
войны ценились на вес золота) или эксклюзивный танк, выпускавшийся
ограниченной серией. Причем, по словам разработчиков, вложение реальных
средств не даст игроку никаких ощутимых преимуществ перед
«бесплатниками» — он всего лишь быстрее пройдет путь, на который у
других потребуется больше времени. Впрочем, стоит заметить, что подобные
обещания раздают многие создатели многопользовательских проектов,
которые затем превращаются в банальные «деньгокачалки». Остается
надеяться, что с белорусской игрой этого не произойдет.
***
Теперь
о столь несерьезном явлении, как компьютерное развлечение, стоит
сказать серьезно. Страна выпускает десятки различных каталогов, пытаясь
рекламировать Беларусь за рубежом. Тратит деньги на международные
выставки и презентации. Пытается заинтересовать туристическими
возможностями и промышленными изделиями. В то время как компания
головастых белорусских парней и девчонок незаметно создала продукт,
востребованный во всем мире. Новостные порталы западной игровой
индустрии заполнены хвалебными рецензиями и восклицаниями типа
«Белорусская игра — как глоток свежего воздуха в жанре!» За свою
оригинальную идею и множество новаций «Геймстрим» удостоилась звания
«Лучшая компания–разработчик» на российской конференции разработчиков
игр, а «Мир танков» на крупнейшей выставке компьютерных игр Е3, ежегодно
проводимой в Лос–Анджелесе, получил приз «За лучшую игровую концепцию».
Отставного
американского военного и французского юнца, сегодня взахлеб гоняющих
наши танки по виртуальным полям сражений, никто не заклинал «Купляйце
беларускае!» Они сделали этот выбор без какой–либо рекламной кампании,
попросту осознав, что ничего похожего в мире компьютерных игр никто не
создал. Ни по тематике, ни по интересности, ни по уровню исполнения...
Поэтому для множества иностранцев Беларусь отныне — не только озера,
коники из соломки и драники. Но еще и уникальный «Мир танков». Вот чему бы поучиться у молодой минской студии...