До
начала нового учебного года остаются считанные дни. Готовы ли школы
принять учеников? По каким учебникам будут заниматься школьники? Как в
целом повысить качество образования в школе? Вопросов к начальнику
управления общего среднего образования Министерства образования Юрию
Игоревичу ГЛАДКОВУ, который принял участие в интернет–конференции на
нашем сайте www.sb.by, было немало.
Учебников хватит всем
Валентина,
Туров: Две мои дочки учатся в Туровской средней школе. Каждый год им не
хватает учебников. Дают по одному на двоих. И такая проблема не только
у нас. Другие дети вообще бегают к соседям, чтобы сделать уроки. Это же
не дело...
Ю.Г.: Два предыдущих учебных года являлись
переходными к 11–летней системе общего среднего образования. В это
время действительно была проблема с обеспечением всех учащихся
учебниками. В предстоящем 2010/2011 учебном году эта проблема будет
снята.
— В школе нам сказали, чтобы мы покупали детям дневники, отпечатанные только гомельской типографией. Правильно ли это?
Ю.Г.:
Министерством образования разработан и утвержден дневник белорусского
школьника. По согласованию с Мининформом определен перечень учреждений,
которые выпускают дневники. Сеть этих типографий охватывает всю страну.
И вы можете купить дневник утвержденного образца в любом магазине, где
они есть в продаже.
Лиля: В прошлом году ребенок потерял
учебник. Не знали, что делать. Купить нельзя, таких учебников уже не
производят. В школьной библиотеке тоже книги нет — все раздали. К
счастью, нашла сайт, на котором этот учебник был выложен в электронном
виде. Но обратила внимание, что пока учебников, которые есть в
электронном виде, очень мало.
Ю.Г.: Электронные версии учебников выложены на сайте Национального института образования www.adu.by.
—
Детям тяжело носить с собой в портфеле ежедневно по 5 — 6 книг.
Особенно в начальной школе. Слышала, что в России уже принято решение
всех школьников обеспечить электронными книгами. Планируется ли
подобное у нас?
Ю.Г.: Принятое в России решение об
обеспечении всех школьников электронными книгами вызывает интерес и
будет рассмотрено в Министерстве образования.
Иностранный как родной
Татьяна: Будет ли введен дополнительный третий час английского языка в школах?
Ю.Г.:
Да, дополнительный час на изучение иностранного языка будет введен во
всех типах общеобразовательных учреждений в 2010/2011 учебном году.
Соответствующее постановление Минобразования согласовано с Минфином и
Минздравом. Это планируется сделать за счет уменьшения на один учебный
час числа факультативных занятий.
Искандер: Уважаемый Юрий
Игоревич, действительно ли вы считаете, что дополнительный
академический час даст достаточные условия для полноценного изучения
иностранного языка?
Ю.Г.: Дополнительный час создает условия
для практически ежедневного изучения иностранного языка. Считайте сами,
три недельных часа в школе (большее количество в гимназиях и лицеях)
плюс домашняя подготовка к урокам.
В настоящее время готовятся методические рекомендации по изучению иностранного языка с учетом увеличения количества часов.
— А будут ли введены новые учебники?
Ю.Г.:
Используемые в настоящее время в школе учебники имеют свой срок
использования. А в тех учебниках, которые еще готовятся, авторы,
безусловно, учтут увеличение количества часов для изучения иностранных
языков.
Андрей: Какую цель ставит Министерство образования, вводя дополнительный час иностранного языка?
Ю.Г.:
Повышение уровня коммуникативных, а попросту говоря, разговорных
навыков владения иностранным языком. Через два года мы планируем ввести
обязательный выпускной экзамен по иностранному языку за среднюю школу.
Сдавать его учащиеся будут в устной форме. Поэтому сейчас учителя
больше внимания станут уделять изучению лексики, а не грамматики.
При аттестации не учитывать
Юлия:
Я перешла в 9–й класс. В этом году меня ожидает экзамен по белорусскому
языку (диктант). И с этого года вводятся новые нормы правописания в
белорусском языке. Как это отразится на подсчете ошибок в работах,
выставлении оценок?
Ю.Г.: Действительно, с 1 сентября этого
года вводятся новые нормы правописания в белорусском языке.
Предусмотрен переходный период (3 года), учитывающий обязательность
экзамена по белорусскому языку на уровне общего базового образования и
ЦТ. Разработаны учебно–методические комплексы для проведения
факультативных занятий по этому предмету, которые помогут учащимся
усвоить изменения, произошедшие в белорусской орфографии, и приобрести
практические навыки правильного письма.
В течение трех лет
при проверке обучающих, контрольных или экзаменационных работ ошибки в
написании слов, соответствующие нормам орфографии 1959 года, учитель
должен исправлять, но при выставлении оценки не учитывать.
В
переходный период при проведении ЦТ по белорусскому языку из тестовых
заданий будут исключены те позиции, которые касаются изменений в
правописании.
Профессии всякие нужны
Анатолий:
Будет ли у нас реанимировано УПК? Знаю, что директор ПВТ Валерий
Цепкало уже создает классы, в которых дети получают навыки обслуживания
компьютеров и компьютерных систем. В некоторых школах дети получают
водительские права. Но это единичные случаи.
Ю.Г.:
Профобучение учащихся существует и сегодня. В основном такая подготовка
ведется в УПК — 80,4 процента учащихся. 12,3 процента учеников проходят
профобучение на базе школ, 4 процента — в сельхозорганизациях и на
предприятиях, 3,1 процента — в ПТУ.
Профподготовка проводится
с учетом потребностей в кадрах в различных отраслях экономики и
условий, созданных в конкретном учебно–производственном комбинате. В
прошлом году, например, по допрофессиональной и профессиональной
подготовке более 37 тысяч учащихся, а это треть от общего числа
школьников 10 — 11–х классов, обучались более чем по 50 различным
специальностям.
Понятно, что в отдельных УПК не может быть
представлен весь спектр специальностей. К слову, наиболее
востребованными на сегодня являются профессии в сфере сельского
хозяйства, торговли, общепита, ЖКХ, промышленности.
Глубина погружения
Педагог:
ЦТ показывает невысокую подготовку абитуриентов. В вузы идут дети с
низкими знаниями. В то же время количество часов, отводимых на изучение
отдельных предметов в лицеях и обычных школах, различно. Поэтому многие
учащиеся лицеев и гимназий получают больше знаний. Будет ли изменен
подход к обеспечению равных возможностей учащимся в получении
образования? Я имею в виду равное количество часов на отводимые
предметы.
Ю.Г.: Всем учащимся предоставляются равные
стартовые права получения образования. В типовом учебном плане
реализовано оптимальное соотношение между предметами
естественно–математического и гуманитарного цикла. Воплощение идеи
равного количества часов на отводимые предметы нереально.
Лариса: Почему учебники в обычных школах, гимназиях и лицеях одинаковы, а количество часов, отводимых на их изучение, разное?
Ю.Г.:
Количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов в обычных
школах, гимназиях и лицеях, зависит от глубины погружения в учебную
программу.
— Почему выпускники лицеев и гимназий сдают
вступительные экзамены с теми же требованиями, как и ученики обычных
школ, хотя количество часов на обучение у них было разное?
Ю.Г.: Потому что у них одинаковый документ об общем среднем образовании — аттестат.
Константин:
В учителя идут люди, набравшие на ЦТ чуть выше 100 баллов. Такие низкие
баллы при поступлении означают трудности в обучении и низкий уровень
подготовки будущих педагогов. В результате — замкнутый круг. Слабые
учителя будут готовить слабых учеников, что может стать причиной
падения уровня образования в стране в целом.
Ю.Г.:
Абитуриент, ставший студентом педвуза, прежде чем получить диплом
педагога, проходит достаточно объемную и качественную подготовку в
вузе, которая предусматривает в том числе и педагогическую практику.
Если по результатам обучения он окажется не готовым к учительской
профессии, то он не получит диплом о высшем образовании.
Анастасия:
Я ученица сельской школы, перешла в 10–й класс. Пыталась поступить в
областной лицей, но, увы, набрали детей из города, в большинстве — из
гимназии. Конечно, у них хорошие преподаватели. А у нас в школе
обучение идет на низком уровне, есть учителя, которые ведут уроки по
предметам, даже не являющимся родственными (например, биология и
физика, история и география). При этом у нас еще белорусская школа и
иностранный язык — французский. Собиралась идти в районную гимназию, но
там только английский и немецкий языки...
Ю.Г.: Зачисление
детей в лицеи осуществляется не в зависимости от места проживания
абитуриента (город, село), а на основании конкурсных испытаний.
Евгения: Насколько школы обеспечены учителями информатики?
Ю.Г.:
Все общеобразовательные учреждения страны укомплектованы
педагогическими кадрами по всем учебным предметам. В том числе в них
работают 2.872 педагога, которые преподают информатику, имея
соответствующее образование. Также в этом году для работы в школах,
гимназиях, лицеях направлен 5.241 молодой специалист — выпускники
высших и средних специальных учебных заведений.
Ученица:
Через три года планирую поступать в БГУ на юрфак. В прошлом учебном
году на областной олимпиаде по истории получила диплом третьей степени.
Зачтется ли этот диплом при поступлении, если второй профильный предмет
история Беларуси?
Ю.Г.: Льготы победителям третьего и
заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам
при поступлении в вузы учитываются при проведении этих олимпиад в год
поступления.
Андрей: Будут ли в ближайшее время создаваться профильные классы?
Ю.Г.: Профильность обучения в школе реализуется через факультативные занятия.
— Вернется ли ОМХК (отечественная и мировая художественная культура)?
Ю.Г.:
Вопросы ОМХК введены в содержание предметов гуманитарного цикла, а
также могут изучаться на факультативных занятиях соответствующего
направления.
Дебет и кредит
Анатолий
Сафонов: Нас, учителей, в особой степени интересует вопрос повышения
заработной платы. Наша зарплата зависит от двух составляющих:
количества часов и ставки. Да, ставку нам обещают поднять в ноябре, а
количество часов в школах однозначно сократится (падение рождаемости).
Поэтому повышение заработной платы смогут ощутить только те, кто будет
иметь достаточную для этого нагрузку.
Ю.Г.: Предложения по
повышению заработной платы в настоящее время находятся на рассмотрении
в Совете Министров. Говорить конкретно о механизме повышения зарплаты
учителей можно будет после того, как нормативные правовые документы по
этому вопросу будут утверждены в установленном порядке.
—
Будет ли из положения о заработной плате учителям удалена поправка, в
которой говорится, что дополнительные занятия проводятся только с тремя
и более учащимися? А если один ребенок обратился?
Ю.Г.: Когда
мы говорим, что дополнительные занятия проводятся с тремя и более
учащимися, то имеется в виду, что эти учащиеся будут из параллели
классов. Это требование учебного плана, согласованного с Минфином. Но
местные органы власти могут выделить дополнительные средства для
проведения занятий и с одним учащимся.
Читатель: Будут ли
учителя–предметники, подготовившие призеров областных и республиканских
олимпиад, приравнены по зарплате к учителям лицеев и гимназий?
Ю.Г.:
Учителя–предметники, подготовившие призеров областных, республиканских
олимпиад, могут быть поощрены решениями местных органов исполнительной
и распорядительной власти. Самые лучшие учителя поощряются по решению
совета специального фонда Президента.
От имени директоров
школ: До каких пор директора школ будут стоять перед районным
управлением образования с протянутой рукой и спрашивать разрешения на
покупку пачки бумаги или заправку оргтехники? Когда в школах появится
свой бухгалтер и бюджет? Коммерческие фирмы численностью 5 — 10 человек
имеют своего экономиста и бухгалтера, а школы численностью только
работников до 200 человек не могут самостоятельно решить свои
финансовые проблемы при наличии денег на счете (а чаще даже и не знают
о том, сколько там денег).
Ю.Г.: Свои экономисты и бухгалтера, а также собственный бюджет могут быть в школах, имеющих статус юрлица.
Анатолий
Сафонов: Будут ли школам выделены деньги на обслуживание компьютеров и
оргтехники? Будут ли эти деньги заложены в школьную смету? До каких пор
учителя и администрация школы будут скидываться на заправку оргтехники
и ремонт компьютеров?
Ю.Г.: Материальные средства на
обслуживание компьютеров и оргтехники, а также на другие вопросы,
связанные с компьютерными технологиями, предусмотрены в государственной
программе развития общего среднего образования за счет средств местных
бюджетов.
Форма и содержание
Ольга: Школьная
форма не первый год остается больным вопросом. Видите ли вы будущее за
введением делового стиля для школьников? Имеет ли право учитель не
пустить ребенка в школу (на урок) в случае, если он пришел в джинсах?
Ю.Г.:
Полагаю, что введение делового стиля одежды для школьников себя
оправдало. Деловой стиль одежды предполагает разнообразие форм и видов
одежды. В какой–то степени уравнивает учащихся, родители которых имеют
различный и даже очень уровень материальной обеспеченности.
Если
ребенок пришел в школу в джинсах или другой одежде, по мнению учителя,
не соответствующей деловому стилю, то отправить его домой он не имеет
права.
Simona: Моя дочь не хочет питаться в школе. Можем ли мы отказаться?
Ю.Г.:
Родители имеют право отказаться от горячего питания учащегося в
общеобразовательном учреждении, написав заявление на имя руководителя с
указанием причины отказа и возможности обеспечения ребенка полноценным
питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и
кафе, прием пищи дома, во время перемен продолжительностью 20 — 30
минут и иное).
Справка «СБ»
С
началом учебного года свои двери для учеников откроют более 3,5 тысячи
общеобразовательных учреждений. Знания в них будут получать 950 тысяч
школьников.