Брест по количеству автомобилей на душу населения второй после Минска
город. Зато Брестская область — впереди всей страны по внедрению
новинок в системе автодиагностики. Именно поэтому первый в истории
Министерства транспорта и коммуникаций республиканский семинар,
посвященный организации технического осмотра автомобилей, подготовке и
переподготовке водителей, прошел в Бресте. Ориентир на качество, а не на
количество руководителям автошкол и станций техосмотра давал министр
Иван Щербо.
Никто не скрывает, что пока есть лишь рост числа
желающих получить права, а качество подготовки хромает. Последние 5 лет
наблюдается настоящий бум: за это время подготовлено более 680 тысяч
водителей, а в минувшем году в автошколах страны прошли обучение 170
тысяч человек. Кто из них получил удостоверение с первого раза —
отдельная история. Грустная. Брестчане перед семинаром показали министру
учебные автомобили ДОСААФа. Красивые и новые. Жаль, на брестских
дорогах таких немного. Чаще — развалюхи, на которых опасно и трудно
учиться хорошо ездить. Не потому ли каждый четвертый выпускник брестских
автошкол (в областном центре 10 предприятий готовят водителей)
заваливает экзамен в ГАИ? Впрочем, в автошколах всей страны картина
примерно такая же.
Возможно, стоит пересмотреть программы
обучения. Иван Щербо, например, уверен, что научить курсанта отлично
разбираться в устройстве автомобиля невозможно. Вероятно, было бы больше
пользы, если бы часы, отведенные на техническую теорию, заменить
практическими занятиями. Ведь не автослесарей же школы готовят.
Устройством автомобиля должны заниматься профессионалы.
Ежегодно
в Беларуси проходят технический осмотр более 2 миллионов транспортных
средств. За последние 7 лет число диагностических станций и линий
увеличилось в 50 раз. Но в стране осталось еще 34 района, где таких
станций пока нет. В Брестской области единственный райцентр без станции
диагностики — Жабинка. Но в том, может, и нет ничего страшного. Ведь
задача — 30–километровая зона доступности — обеспечена. Рядом с Жабинкой
Брест, Кобрин. К 2015 году министерство ставит задачу обеспечить все
райцентры стационарными диагностическими центрами. В каждой области
останутся по две мобильные станции, которые будут помогать хозяйствам
проходить техосмотр перед началом ответственных сельхозкампаний —
посевной, уборочной.
Каждый, имеющий автомобиль, обязательно
назовет парочку–другую минусов той станции, где проходит техобслуживание
его автомобиль. И министр обратил внимание, что не везде водитель может
получить сервис на высшем уровне. Есть еще мастерские, где клиенту даже
негде присесть, чтобы заполнить документы, негде попить воды, нет
туалета. Словом, до совершенства далеко.
Вспомнил министр и о
велосипедистах. По информации брестских экологов, автотранспорт ежегодно
выбрасывает в атмосферу города более 10 тысяч тонн загрязняющих
веществ. Почему бы не пересесть на чистый транспорт? Но где ездить?
Водители автомобилей дорогу с велосипедистами делить не желают. Есть в
областном центре велодорожки на проспекте Республики, улицах Суворова и
Октябрьской Революции. Но... велосипедисты их игнорируют — комфортной
езде мешают бордюры высотой 15 сантиметров. Такие препятствия на улице
Октябрьской Революции со стороны гребного канала придется преодолеть 14
раз. Ехать вприпрыжку не очень–то удобно...
Ежегодно в мире в
ДТП гибнет 1 миллион 200 тысяч человек. На каждого погибшего — 20 — 30
раненых. В Беларуси за последние 10 лет на дорогах погибло около 17
тысяч. Так что подготовка водителей и технический осмотр автомобиля,
грамотное и надежное сервисное обслуживание — в одной связке
безопасности дорожного движения.