Беларусь
готова с января 2011 года транспортировать через Клайпедский порт
ежегодно до 2,5 млн.т венесуэльской нефти. Об этом заявил сегодня в ходе
переговоров в расширенном составе президентов Беларуси и Литвы
Александра Лукашенко и Дали Грибаускайте п ервый вице-премьер Беларуси
Владимир Семашко, сообщает БЕЛТА.
«Мы
с этого года по известным причинам начали импортировать нефть из
Венесуэлы. Нам это выгоднее, чем покупать определенные объемы в России
со стопроцентной пошлиной», — отметил Владимир Семашко.
Он
напомнил, что у Беларуси с Венесуэлой существует договоренность о
поставке в 2010 году 4 млн.т нефти. Также накануне во время визита
президента Венесуэлы Уго Чавеса был подписан контракт на ежегодные
поставки 10 млн.т нефти в 2011-2013 годах.
По словам Владимира
Семашко, 6-7 октября в Паланге и Клайпеде прошло первое заседание
совместной белорусско-литовской энергетической комиссии. «Мы
договорились, что если не с декабря текущего, то с 1 января 2011 года мы
готовы гарантировать поставку в Клайпеду до 2,5 млн.т нефти и
дальнейшую ее транспортировку на наши НПЗ, прежде всего новополоцкий,
железнодорожным транспортом», — сказал он.
При этом первый
вице-премьер отметил, что поставка пробной партии нефти через порт в
Клайпеде в августе-сентябре этого года удалась. «Мы удовлетворены, и
ваша страна удовлетворена. Мы решили техническую проблему. Теперь надо
оптимизировать логистику, экономику, чтобы было выгодно и вам, и нам», —
сказал Владимир Семашко.
«Мы договорились о том, что наши
субъекты хозяйствования (Белорусская нефтяная компания и «Клайпедос
нафта») будут работать над тем, чтобы до 1 ноября подписать
соответствующий коммерческий контракт», — добавил первый вице-премьер.
В
интервью журналистам он сообщил, что в перспективе через Клайпеду
планируется поставлять до 5 млн.т нефти. В свою очередь поставка
железнодорожным транспортом рассматривается как промежуточный этап. В
дальнейшем, по словам Владимира Семашко, рассматривается возможность
транспортировки нефти по существующему нефтепроводу или строительство
нового.
Также в целях диверсификации поставок природного газа в
республику принято решение о строительстве СПГ-терминала. «Хотелось бы в
Клайпеде тоже иметь такой терминал», — отметил первый вице-премьер.
«Мы
ищем и просчитываем несколько вариантов. И если окажется, что Клайпеда
предпочтительнее, то, безусловно, мы выйдем на некий контракт между
субъектами хозяйствования и межправительственное соглашение, потому что
нам нужны гарантии, так как если мы там начнем строить газопровод,
нефтепровод, то это и вопросы землеотвода, пользования землей», —
резюмировал Владимир Семашко.
В свою очередь президент Литвы
Даля Грибаускайте отметила готовность литовской стороны развивать
сотрудничество в энергетической сфере. «Мы уже говорили, что, скорее
всего, с такими объемами, которые нужны Беларуси по перевозке сырья
через балтийские порты, наверное, вам придется иметь пару точек. Вряд ли
на одной стране выгодно и нужно концентрироваться, потому что наши
пропускные способности тоже имеют свои лимиты», — отметила она.
«Мы
открыты и к сотрудничеству, и, если нужно, к помощи в рамках
европейских требований. Мы понимаем вашу позицию. Она часто совпадает с
нашими интересами, особенно по гарантированию диверсификации поставок
энергетического сырья. Не только Литва, но и весь ЕС заинтересован,
чтобы вы использовали европейскую территорию, балтийские порты», —
резюмировала Даля Грибаускайте.