На Августовский канал всякий раз еду, переполненный эмоциями. Так и
хочется наконец–то почувствовать себя здесь настоящим туристом! Но
приехал сюда на днях — и вновь разочарование...
За четыре года
после масштабной реконструкции Августовского канала, в которую были
вложены почти 40 миллиардов бюджетных рублей, тут мало что изменилось.
Сервис остался по–прежнему примитивным. Ни кафе, ни гостиницы, ни даже
обычного кемпинга тут так и не появилось. Не вбит даже колышек ни в одну
будущую стройку. А ведь на канал люди едут с надеждами хорошо
отдохнуть. Но пока не получают там настоящего удовольствия от отдыха, за
который не прочь платить немалые деньги.
Готовы хоть сегодня
отправиться в путешествие по Августовскому каналу и иностранцы с тугими
кошельками. Недавно в Польше на воду была спущена новая речная яхта,
обошедшаяся туристической фирме почти в 300 тысяч евро. Она как раз
специально была построена для прогулок по каналу. Не выходя на берег, 10
туристов на первом же шлюзе быстро оформили пограничные и таможенные
формальности и отправились дальше в путь. С комфортом! Ведь на самой
яхте есть все условия для полноценного отдыха: удобные места для
сидения, спутниковое телевидение, душ и даже газовая плита. А вот на
берегу такой сервис гостям мы предоставить не можем. Потому яхта и
последовала дальше без остановки. Прямиком в Друскининкай.
Вот
таким получился необычный туристический рейс из Польши через Беларусь в
Литву. Согласитесь, это заманчиво: завтрак в одной стране, обед — в
другой, а ужин — в третьей. И таких маршрутов в разгар сезона может быть
множество. Да, на нашей территории пока хромает сервис, слабо развита
инфраструктура, зато нет претензий к прохождению шлюзов на всем
21–километровом белорусском участке канала. Немаловажно и то, что
таможенники и пограничники тоже научились четко работать с водными
туристами. Так как же отладить механизм, чтобы не было сбоев на всем
пути?
Заместитель начальника управления физической культуры,
спорта и туризма Гродненского облисполкома Михаил Кажуро не скрывает
годами накопившихся проблем, но не теряет оптимизма. По его словам,
сейчас надо срочно ускорить принятие нормативных документов по созданию
свободной экономической зоны «Гроднотуринвест». Основная суть
нововведений в том, что инвесторы на 70 процентов будут освобождены от
уплаты налогов. Льгота приличная. Но получат ее только те, кто готов
вложить в инфраструктуру канала не менее 200 тысяч евро. За такие деньги
можно немало сделать. Желающих бросить якорь на августовских берегах,
на мой взгляд, найдется немало. И не только в Беларуси, но и в двух
соседних с нами странах. Заинтересованность ведь общая.
Но
вопрос упирается не только в строительство кафе, ресторанов, закусочных,
гостиниц, кемпингов, в открытие пунктов проката спортивного и
туристического инвентаря. Это, безусловно, очень важно. Однако проблема
сегодня стоит намного шире. Августовкий канал расположен всего в 30
километрах от Гродно, где много исторических достопримечательностей. И
как иностранному туристу быстро и без проволочек совершить экскурсию по
городу? Как наладить туда мобильный транспортный коридор?
Еще
один немаловажный вопрос — «загрузить» канал и прилегающую к нему
территорию в холодное время года. Уже несколько раз обсуждался проект
создания там горнолыжной трассы с бассейном, банями, восстановительным
центром и даже искусственным ледовым катком. Тут будущим инвесторам было
бы где развернуться.
...В Друскининкае — конечной точке
водного путешествия из польского Августова — для туристов в последние
годы сделано много. Чего стоит хотя бы один из крупнейших в Европе
аквапарков, где всегда много посетителей из разных стран. А недавно
администрация литовского города–курорта предложила для гостей
медицинский туризм. Прокатился на теплоходе по каналу, потом подлечился и
со здоровыми эмоциями вернулся домой.
Кстати, муниципальный
стационар Друскининкая уже наладил сотрудничество с медиками Гродненской
городской клинической больницы № 1. Осталось только проложить маршрут к
знаменитым лечебницам. Хотелось бы, чтобы он проходил и по
Августовскому каналу.