Новые возможности для водителей: с 1 июля можно будет одновременно
оформить обязательную "автогражданку" и получить некоторые преимущества
"Автокаско". Вводится в действие комплексный договор внутреннего
страхования. Это социальный проект, и его наверняка оценят представители
среднего класса, которые ездят на подержанных машинах-десятилетках.
Расчет простой: переплачивать за полный пакет "Автокаско" для недорогого
бэушного автомобиля особого смысла нет, а вот подстраховаться на случай
ДТП хотели бы многие. Однако есть тут немало нюансов, которые уже
сейчас стоит иметь в виду.
Во-первых
И это
главное преимущество: виновник аварии тоже сможет получить компенсацию!
Правда, страховой случай наступает только в случае ДТП. Если, тьфу-тьфу,
машину угонят, ущерб не возместят. То же касается непредвиденных
обстоятельств вроде разбитой камнем фары. Но это не единственное отличие
от популярной нынче системы "Автокаско". Немаловажно и то, что,
во-первых, комплексный договор внутреннего страхования обойдется
дешевле, а, во-вторых, он включает обязательную "автогражданку", без
которой выезжать на дорогу просто запрещено. Получается два в одном.
Можно неплохо сэкономить, к тому же дополнительно подстраховавшись. Для
новичков это хорошая финансовая подушка безопасности при аварии. Будет
на что поврежденную машину отремонтировать. Ну и, само собой,
пострадавшему тоже выплатят компенсацию.
- Расценивайте это
как дополнительную защиту рисков, - предлагает генеральный директор
Белорусского бюро по транспортному страхованию Антон Авсейко. - Ведь
будут страховать и старые, и новые машины; и грузовики, и легковушки.
При этом обычный договор внутреннего страхования никто не отменял,
просто у автовладельцев появится выбор.
Во-вторых
Новый
вид страховки обойдется дороже, чем обычная "автогражданка", в среднем в
3,5 раза. Зато и лимит ответственности (в пределах которых страховые
организации могут выплатить возмещение) увеличен вдвое. Как и прежде,
пострадавшему, если повреждено только имущество, выплатят 10 тысяч евро.
Максимум на такую сумму может рассчитывать и виновник при ремонте авто.
Не устраивает размер компенсации? Придется перенести разбирательства в
суд.
В-третьих
При заключении комплексного
договора внутреннего страхования придется предъявить машину. Это станет
обязательной процедурой при оформлении такой страховки. Автомобиль
должен внимательно осмотреть специалист и зафиксировать все повреждения
(как и при оформлении "Автокаско"). Из документов попросят гражданский
паспорт владельца машины и техпаспорт.
Кстати, заключать
комплексные договоры внутреннего страхования будут всего шесть компаний -
Белгосстрах, "Белэксимгарант", ЗАСО "Промтрансинвест", ЗАСО "ТАСК",
ЗАСО "Белнефтестрах" и СООО "Белкоопстрах". На какой срок? От полугода
до года, то есть оформить можно и на семь, и на восемь, и на девять
месяцев.
В-четвертых
Купить новую страховку
смогут не все, а только граждане Беларуси, и то на автомобили,
зарегистрированные у нас. Действовать комплексный договор будет только
на территории нашей страны. Поэтому, если собрались за границу,
оформляйте "Зеленую карту". Впрочем, как и раньше...
В-пятых
Появляется
возможность решить вопрос в случае мелкой аварии без ГАИ, в том числе и
для комплексного договора внутреннего страхования (это предусмотрено
Указом № 519). Напомню, достаточно будет заполнить бланк извещения о ДТП
специальной формы (его выдадут при заключении договора), отвезти в
страховую компанию и пройти процедуру определения размера вреда. Но все
это возможно с некоторыми оговорками: если в аварии участвовало не более
двух машин, ущерб не превышает 200 евро каждому, причинен вред только
имуществу, а не жизни и здоровью людей. Но главное - между обоими
водителями есть согласие.
Так вот, кажется, что раз удалось
обойтись без участия ГАИ, то штрафных санкций виновник аварии избежал.
Ан нет! Не забывайте, у страховых компаний действует целая система
корректирующих коэффициентов. Например, за безаварийное вождение
полагается бонус - каждый год сумма снижается на 10 процентов
(максимальный размер скидки может достигать 50 процентов). Однако все
бонусы будут потеряны, если водитель попал в ДТП и был признан виновным.
В следующий раз придется платить по полной. И более того - он
одновременно получает надбавку к страховому взносу. Для автомобилей с
двигателем большого объема это может быть весьма ощутимо. Вот и
получается, что ДТП чревато не только ремонтом машины.
В-шестых
Одна
важная формальность. Если в момент аварии за рулем находился не
владелец автомобиля, то подписать извещение о ДТП без согласия
собственника машины будет невозможно. Это особенно актуально, если в
аварию попадет, например, шофер фирмы на служебном авто. Водителю в этом
случае непременно нужно будет сообщить владельцу об аварии и о
заполнении такого извещения. Страховая компания не может выступать
арбитром в подобных спорах, потому и введено такое обязательное условие.
В-седьмых
Поскольку
неспециалисту определить, какой ущерб нанесен в аварии, иногда довольно
сложно (хватит 200 евро для покраски бампера и левого крыла или нет,
точно скажет только сотрудник вашего сервиса), то в спорных ситуациях
все же лучше вызывать ГАИ. Потому что если решили разбираться без
сотрудника ДПС, а повреждения эксперты оценили более чем в двести евро -
пеняйте только на себя (выплатят максимум 200 евро).
В-восьмых
Иногда
действительно проще и надежнее будет обратиться в ГАИ. Одновременно с
вступлением в действие Указа № 519 собираются облегчить процедуру
оформления мелких аварий: справку о ДТП для страховых компаний будут
выдавать на месте. Там укажут, кто виновник, а кто пострадавший. Еще раз
повторюсь, это касается тех случаев, когда все очевидно и нет погибших и
раненых.
В-девятых
- Получить возмещение по
комплексному договору внутреннего страхования виновники аварий смогут
только за те повреждения, которые получены в результате данного ДТП, -
предупреждает Антон Авсейко. - При малейшем сомнении будет назначена
экспертиза, и обманщик пусть пеняет только на себя.
Кстати
С
1 июля сроки выплаты компенсации (не важно по "автогражданке" или по
комплексному договору внутреннего страхования) будут сокращены более чем
вдвое. Сейчас перечислить деньги страховые компании обязаны в течение
15 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов (как
правило, справки ГАИ и заключения о размере вреда), при этом срок
выплаты не должен превышать 50 рабочих дней со времени обращения с
заявлением к страховщику.