Как живется гулливерам без шлейфа популярности, корреспондент «СБ» решила узнать у них самих...
Николай Валуев, Иван Едешко, Екатерина Карстен — во всех смыслах слова величины в спорте выдающиеся: и убедительные достижения, и внушительный рост. Фанатам порой и не дотянуться до кумиров! Понятное дело, фигурам, обласканным всеобщим вниманием, робеть из–за нескольких сантиметров выше среднего не приходится. А вот как живется гулливерам без шлейфа популярности, корреспондент «СБ» решила узнать у них самих.
Богатыри — не мы
...Наше знакомство с Павлом Петрусевичем вышло неожиданным. В столовой, где перекусывал молодой атлет, я случайно услыхала обмен репликами:
— Смотри–ка, наверняка баскетболист!
— Да, и не удивлюсь, если играет центровым.
Так и оказалось. Паша действительно центровой в дублирующем составе баскетбольного клуба «Минск–2006». Все шансы стать спортсменом имелись у него сызмальства. Тем более было в кого: отец вымахал под два метра, весил около 130 — 140 килограммов и стал мастером–международником по греко–римской борьбе. А показала сына тренеру гродненской детско–юношеской спортивной школы Елене Тарасовой мама, под стать мужу тоже далеко не маленькая. Паше тогда только исполнилось 16, и он дорос до 209 см. Потом за пару лет прибавил еще три сантиметра, и не исключено, что этим дело не закончится. Хотя и сейчас в своей команде он — самый высокий. Правда, не скрывает Павел, поначалу был несколько субтилен. Зато всегда мог похвастать хорошей координацией.
— Проблема заключалась в нехватке веса, слишком уж быстро я вырос, — уточняет он. — Баскетбол многое мне дал: сделал более сильным и организованным, закалил характер. Теперь, как прежде в школе, хулиганы не задирают, побаиваются.
Однако Павел и сам не робкого десятка. До 9–го класса учился на «отлично» и не раз вступал в дискуссии с учителями по поводу... внешнего вида. Директор ему: мол, в учебное время надо не джинсы носить, а деловую пару, а хитрый Паша лишь виновато пожимает плечами: «Ну нет нигде нужного размера!» Дома на вешалке тем временем преспокойно висит специально пошитый в ателье свеженький костюмчик.
С несоразмерными дверными косяками и кроватями–«короткометражками» Павел, чувствуется, свыкся. А для отношений с девушками богатырская комплекция и вовсе не помеха — свою избранницу ростом 162 см он готов носить на руках. Другое коробит: не любит, когда за спиной перешептываются.
— Иногда, услышав шуточки за спиной, не выдерживаю, оборачиваюсь: «Что вас так рассмешило?» Раздражает еще, когда на улице подходят и интересуются ростом. Культурный человек никогда себе такого не позволит! — принципиален Павел. Он относится к окружающим, как и положено большим, добрым, честным героям из американских экшнов — с расчетом на взаимность. Возможно, юношеский максимализм. Но о таком широкоплечем супермене поди и грезят девчонки...
Из районных великанов самый главный великан
Это о Дмитрии Круталевиче, на котором милицейская форма сидит как влитая. Богатырский вид и почти двухметровый рост внушают уважение, а преступников наводят на невеселые мысли. Сложнее всего, кстати, откровенничает Дмитрий, усмирить нетрезвых барышень. С ними еще нужно уметь найти общий язык. Собственно, благодаря коммуникабельности он и чувствует себя уверенно в любой компании — это верное средство от робости!
Сколько Дмитрий себя помнит, на физкультуре в школе и в Академии МВД в шеренге всегда стоял первым. К сравнениям с дядей Степой привык и не обижается. Да и сам пошутить любит: «Ездить в общественном транспорте, конечно, не слишком приятно. Решается проблема просто — путем покупки личного автомобиля! Только желательно заранее проверить, поместишься ли внутри. Когда машина ломается, опять пересаживаешься в автобусы–троллейбусы–трамваи. Но так даже веселее: высунул летом голову в люк — и ветром тебя обдувает!»
Есть, разумеется, свои неудобства. Спать на стандартном диване приходится по диагонали. Дверные проемы норовят зацепить. Наконец, ахиллесова пята рослых людей — позвоночник. Поэтому Дмитрий — сторонник спортивного образа жизни. Играет в волейбол, сквош, бильярд, настольный теннис, дома у него штанга и турник. Естественно и аппетит отличный: в один присест Дмитрий может «уговорить» полпротивня с запеченным под майонезом мясом или две порции карпаччо. Задача почти стратегическая: когда основательно подкрепился, с нарушителями справиться куда легче и без подкрепления обойтись можно!
Почему «идут в гору»?
Самой высокорослой нацией в Европе сегодня принято считать голландцев — средний рост 184 см, а самой низкорослой — португальцев с их 168,5 см. Что касается белорусов, то мужчины старше 18 лет дотягивают в среднем до 177,5 см, женщины — до 165 см. И, судя по всему, мы продолжаем расти. Ведь определяется это не только генетикой.
— Пик акселерации наблюдался в 80–е годы прошлого века, — конкретизирует Лидия Тегако, заведующая отделом антропологии Института истории НАН. — После развала Советского Союза и аварии на Чернобыльской АЭС у ученых возникли сомнения, не приостановилась ли она. Однако речь идет не только о росте, но и о биологическом состоянии организма в целом. Произошло много изменений. Выросла продолжительность репродуктивного периода у женщин: способность рожать сохраняется до 55 лет. Меняется и комплекция: все больше становится узкоплечих, узкогрудых, подтянутых людей. Налицо грацилизация — утончение костей, что связано с изменением рациона питания, экологической обстановки и уменьшением физических нагрузок на организм.
Что влияет на физиологию вообще и рост в частности? О, это тема для оживленных дискуссий. Например, ведущий научный сотрудник Санкт–Петербургского института истории РАН Борис Миронов, проанализировав антропометрические данные более 12 миллионов мужчин, призывавшихся на воинскую службу в период с 1700 по 1980 год, пришел к выводу, что одни из важнейших факторов — социальные потрясения и финансовые тяготы. При Петре I, когда подверглась реформе система налогообложения, началась Северная война и усиленно прорубалось окно в Европу, кривая роста пошла вниз. А во время более или менее спокойного правления Анны Иоанновны, наоборот, вверх.
— Взаимосвязь с экономическими и экологическими условиями, конечно, прослеживается, — продолжает Лидия Тегако. — В годы войн и революций у подрастающего поколения здоровье было слабым, а физические показатели — гораздо ниже, чем в мирное время. Проводя опросы, мы всегда ставим целью хотя бы приблизительно получить представление о доходе в семье — это тоже немаловажно. Значение имеет даже уровень образования родителей, особенно матери. Если она окончила институт, то и при небольшом достатке сумеет правильно ухаживать за ребенком, а значит, он вырастет более крепким и рослым.
Не правда ли, родители, есть повод задуматься?
Компетентно
Профессор 1–й кафедры внутренних болезней БГМУ, доктор медицинских наук Татьяна Мохорт:
— Наши современники выше предков, и эта тенденция наблюдается не только среди белорусов. В Германии я была свидетельницей того, как подросток безуспешно пытался примерить доспехи средневекового рыцаря — маловаты оказались. Чересчур высокий рост — не обязательно повод бить тревогу. Во–первых, он определяется физическими параметрами родителей, во–вторых, особенностями питания и другими факторами.
Скорость роста ребенка в разные годы жизни разная. Поэтому в поликлинике ежегодно измеряют детей, составляя специальную кривую. Почву для сомнений дают существенные отклонения от диапазона нормального роста и изменения темпа роста. Однако в практике педиатров и терапевтов гиперсоматотропизм (избыточная продукция гормона роста) — относительно редкое заболевание. Что к нему приводит, достоверно медицине неизвестно, но дело определенно не в наследственности. Чаще всего это результат роста опухоли гипофиза, реже — нарушения чувствительности тканей к нормальному уровню гормона роста. В зависимости от возраста пациента можно говорить о двух разных формах гиперсоматотропизма, иногда встречается и третья — смешанная. В первом случае организм еще формируется, рост «в длину» продолжается — и ребенок или подросток может быть значительно выше сверстников. Во втором — заболевание развивается у зрелых людей, причем зоны роста закрыты и, образно говоря, наблюдается «рост скелета в ширину». Увеличивается размер кистей, стоп, носа, челюстей, скуловых костей, меняются черты лица, становятся тесными перчатки, кольца, обувь. Изменяются и размеры внутренних органов, повышается риск сахарного диабета, артериальной гипертензии, узлового зоба, фибромиомы и других болезней. В большинстве случаев больным с гиперсоматотропизмом показана операция. Лечение медикаментами обходится слишком дорого, около 1.000 евро в месяц.