Мировой велоспорт на грани грандиозного скандала. Они, скандалы, там,
конечно, и раньше случались. Причем с завидным постоянством. Но прежде
все как–то скучно было. Кровь, допинг... Приелось. Вот и решили особо
ушлые пойти на пьедестал иным путем. Не то чтобы более честным, но
оригинальным — точно. Накануне все мировые агентства облетели кадры,
снятые итальянским журналистом и бывшим велогонщиком Давидом Кассани. На
них, как объясняет автор в закадровом тексте, показан принцип действия
механического допинга — вмонтированного в велосипед электромотора.
Ситуация
выглядит еще более интригующей оттого, что в «главной роли» нашумевшего
видео — Фабиан Канчеллара. Олимпийский чемпион и победитель большого
количества гонок с легкостью оставляет за спиной соперников по
многодневкам Париж — Рубе и «Тур Фландрии», перед этим производя
какие–то загадочные движения руками. Говорят, включал мотор...
О
таком моторе, наверное, еще со времен Карлсона, мечтал каждый
спортсмен. Обычно его пытались включить в самом организме с помощью
разного рода препаратов, спустя некоторое время неизменно становящихся
запрещенными. Но время от времени в ход шла и инженерная мысль. В
плавании, например, волна после скандального решения об отмене
«ускоряющих» костюмов, с помощью которых за неполный год было
установлено свыше сотни рекордов, не улеглась до сих пор. В
использовании технического допинга в свое время обвинили и
южноафриканского бегуна–паралимпийца Оскара Писториуса, который на
специальных пружинных протезах на стометровке оставлял за спиной
здоровых спортсменов и намеревался добиться права участвовать в
Олимпиаде. К слову, в Ванкувере тоже едва не грянул техноскандал.
Буквально перед стартом минувшей Олимпиады в использовании сомнительных
технологий при производстве лезвий обвинили канадских конькобежцев.
Канадцев спасли, вероятно, родные стены и отсутствие очень уж
запредельных результатов. В случае со швейцарцем Канчелларой этот
вариант, понятное дело, не проходит.
Впрочем, есть ли мотор в
его велосипеде, еще надо выяснить. Сам швейцарец, что логично, от
обвинения открестился. Дескать, работаю я — вот и побеждаю. Но осадок,
как говорится, остался, и желающих поднять его со дна нашлось немало.
Технические эксперты, правда, говорят о невозможности пройти с таким
нововведением предстартовый контроль. «Теоретически механический
«допинг» может использоваться в виде смазок или технических
приспособлений, — рассуждает главный механик сборной России по
велоспорту Анатолий Синцов. — Но практически применить их невозможно.
Процент технической лазейки я бы определил как ничтожно малый. Ведь в
отличие от фармакологических средств, которые можно скушать втихую,
здесь все на виду: перед каждой гонкой велосипед проходит проверку на
соответствие многим параметрам».
— Да ладно вам — какой там
контроль! — в свою очередь не соглашается главный тренер белорусской
сборной Олег Иванов. — Проверяют соответствие геометрическим параметрам и
массу. Причем вес велосипеда не должен быть меньше шести килограммов.
Больше — пожалуйста, а потому наличие мотора технический контроль «не
заметит».
— Не заметит, — соглашается с Олегом Владимировичем
участник многих многодневок Александр Усов. — Но у меня, например,
однозначного мнения на этот счет нет. С одной стороны — это уже не
первый подобный случай в велоспорте. Лет десять назад похожий скандал
возник вокруг российского гонщика Павла Тонкова. В колесе его велосипеда
был установлен маховик, который аккумулировал энергию на спусках и
помогал при штурме подъемов. Его в конце концов нашли и постановили
демонтировать как вспомогательное техническое устройство. Так что
Канчеллара — не уникум. С другой стороны, Фабиан — очень сильный гонщик.
Я ездил с ним гонки и могу сказать, что когда он хорошо готов, его даже
не на каждом мотоцикле догонишь. Тем более что мотор в велосипеде, если
он там действительно есть, навряд ли развивает такую мощь, чтобы
отодвинуть на второй план физическую готовность спортсмена. Это я к
тому, что слабому он все равно не поможет, а сильному идти на такой риск
нет смысла.
Тем не менее у коллег Канчеллары на роль мотора в
распределении мест на пьедестале свое мнение. Дескать, абы кого в
олимпийские чемпионы двигатель, конечно, не вывезет, но в спорте высших
достижений счет идет на секунды, и если к возможностям сильного
спортсмена прибавить хоть небольшой, но мотор, это вполне может решить
судьбу победы. В общем, велообщественность требует расследования. И если
оно подтвердит подозрения, то мало Канчелларе, судя по всему, не
покажется.
— В том, что наличие мотора все–таки подтвердится, у
меня лично сомнений нет никаких, — убежден Олег Иванов. — Хуже всего,
что пострадавшим в этой истории может стать не только Канчеллара. После
недавней громкой дисквалификации Алехандро Вальверде, считавшегося
лучшим гонщиком мира, скандал с Канчелларой может поставить точку в
олимпийской истории велоспорта. В руководстве МОКа и прежде намекали,
что среди велогонщиков слишком уж высок процент желающих проскользнуть
на пьедестал обходным путем, а сейчас, после этих двух разоблачений...
В
общем, экзамен Канчеллара провалил, но за свое изобретение Фабиан (или
кто там ему посоветовал?) явно заслуживает твердой «пятерки». Пусть не в
спорте высших достижений, то в народных массах подобное новшество
наверняка может прижиться, как уже прижились дисковые тормоза,
кевларовые рамы и амортизаторы.