Когда низкое ноябрьское небо стекает на землю бесконечным серым дождем и осенняя хандра раскрывает свои холодные объятия, у меня есть проверенное средство от тоски. На него не нужен рецепт, оно не продается в аптеках. Но действует безотказно! Я привезла его из пресс–тура по Египту, впервые организованного для белорусских СМИ туроператором TEZ TOUR. Всего 7 дней в стране, где можно не слушать прогноз погоды, потому что солнце здесь сияет 365 дней в году, море никогда не бывает холоднее 20 градусов, — и можно начинать новую жизнь.
Кстати, на Красном море сейчас в разгаре «русский сезон». Октябрь — февраль — время, когда сюда активно едут туристы из бывшего Союза. Ничего удивительного! Отели на любой вкус и кошелек, древностей на туристскую душу столько, что впечатлений хватит не на один год. Обжигающий летом, осенью Египет похож на ласковую кошку. Она (как и все потомки почитаемой тут древней богини–кошки Бастет), конечно, себе на уме, и все же те, кто хоть однажды спасался от сезонной депрессии «бегством в Египет», вновь и вновь возвращаются сюда. В страну, которую любит бог солнца Ра и которая всякий раз открывается с новой, неожиданной стороны, заставляя забыть про все заботы, нерешенные дела и научиться радоваться каждому дню.
Бегство в Египет Хургада — это первый глоток жаркого ветра пустыни в местном аэропорту, более 20 км пляжей, моря и череда отелей, которые все строятся и строятся. И хоть их тут не счесть, в каждом — своя атмосфера, своя изюминка. Скажем, в некоторых отелях часть отдыха проходит на виду у всех — в огромном холле. Здесь с утра до утра назначают свидания, ссорятся, мирятся, играют в карты, обсуждают новости, пьют кофе и вино, воспитывают не в меру расшалившихся ребятишек. Почти как в итальянском кино... В других же тебя с порога окутывают умиротворение и покой, настоянные на дивных восточных ароматах, курящихся из расставленных кругом аромаламп. Выбирайте, что больше по душе.
Когда смотришь на длинную цепочку отелей, даже не верится, что лет 15 назад нынче известный курорт был небольшим рыбацким поселком. Между прочим, старый квартал — Саккаля — существует по сей день. И там по–прежнему живут рыбаки. Непременно побывайте в Саккале. Чтобы ощутить дух Хургады — побродить по бездонным антикварным лавкам, поупражняться в искусстве торга, отведать экзотические рыбные блюда в популярном ресторанчике «Эль–Джокер», посидеть в уличной кафешке, потягивая густой холодный только что выжатый для вас сок манго, лениво разглядывая жизнь за окном.
Лестница в небо Быть в Египте и не увидеть пирамиды — непозволительное легкомыслие. Когда–то они стояли на краю безмолвной западной пустыни, на плато Гиза, охраняемые загадочно улыбающимся сфинксом. Нынче Каир подошел к ним вплотную. С окраины города до мерцающих на солнце треугольников, названия которых — пирамида Хеопса, пирамида Хефрена, пирамида Микерина — звучат словно музыка, рукой подать. А охраняют их с удовольствием позирующие туристам полицейские на верблюдах.
От рассказа гида голова кругом? Обычное дело. Потому что, если вы не ученый–египтолог со стажем, то как не впечатлиться, услышав, к примеру, что пирамиде Хеопса, у подножия которой стоите, более 4,5 тысячи лет! Почти 150–метровая громада сложена из 2,3 млн. каменных блоков весом по 2,5 тонны каждый. Некоторые из них подогнаны настолько точно, что между ними не пройдет ни иголка, ни даже волос... В лучах уходящего в пески солнца «треугольники», вблизи похожие на лестницу в небеса, выглядят еще более завораживающе. Вот бы, как Мопассан, встретить рассвет на вершине пирамиды!
Стоп. Манию величия лучше оставить дома. В Египте она чревата казусами. Проверила на себе. Когда я, сняв во всех ракурсах сфинкса под аккомпанемент адресованных ему на разных языках восторженных возгласов (подумать только: по некоторым предположениям — XXVI век до нашей эры!), направилась к выходу, ко мне подскочил торговец мишурой: «Покажите–ка ваш билет. О, да, с таким билетом вы можете посмотреть еще один объект!» — и, знаками приглашая следовать за ним, повел к проему в скале. Я почти клюнула! Лишь у самого входа вспомнила Задорнова: не сомневаясь в собственной исключительности, сатирик полез–таки в эту пещеру, увидел там... копошащегося скарабея (обыкновенного жука–навозника), но чтобы выйти обратно, заплатил «провожатому» 50 долларов...
Все дороги ведут в Каир У него много эпитетов. «Врата Востока», «колыбель цивилизации», «город, который никогда не спит»... Кто не видел Каира, тот не видел мира, — так, кажется, говорится в сказках «1001 ночь». Оказавшись здесь, на пересечении путей из Африки, Азии и Европы, вы поймете: ни одно из этих сравнений не является преувеличением. А ступив из прохлады экскурсионного автобуса в его душные объятия, возможно, добавите свое.
Право, для этого не понадобится никаких усилий. Достаточно лишь увидеть ажурные минареты старейшей в Африке мечети Мухаммеда Али и комплекса султана Калауна, цитадели Салладина; выпасть из времени, поймав блеск стеклянных глаз Тутанхамона на его посмертной золотой маске, хранящейся в Национальном египетском музее; узенькими улочками спуститься в тихий христианский квартал, где все пронизано памятью о пребывании тут Святого семейства; оценить бесстрашие горожан, умудряющихся переходить улицы, лавируя в бесконечном потоке машин, для которых не существует никаких ПДД... А возможно, вам нужен верблюд? Тогда отправляйтесь в Хан эль–Халили — старинный квартал, где испокон веков расположены базары. Там, говорят, можно купить все.
Вынырнув из пестрой базарной толчеи, вы, не исключено, поймаете себя на мысли, что еще не покинули Каир, а в душе уже сидит занозой острое желание вернуться. Даже не пытайтесь противиться! Ведь название этого фантастического, благожелательного города, такого разного и такого настоящего, переводится как «непобедимый».
По следам Наполеона В «оформлении» эллинистически утонченной Александрии два основных цвета: белый (белоснежные здания, яхты) и ярко–синий (Средиземное море). Летняя столица Египта, как ее называют, на протяжении столетий, то расцветая, то приходя в упадок, была, да, пожалуй, и по сей день остается соперницей Каира.
Здесь можно отдыхать и телом (поваляться на нежном, словно пудра, песке знаменитого парка Монтаза — резиденции президента страны — нынче могут все желающие), и душой (в новую библиотеку, построенную по уникальному проекту вместо сгоревшей в III в. н.э. знаменитой Александрийской, записывают с 3 — 4–летнего возраста). А если кто–то скажет, что, мол, достопримечательностей тут осталось совсем мало — все на дне морском, особо не огорчайтесь. Да, царский квартал, где разыгралась трагедия Антония и Клеопатры, оказался под водой. Но остался римский амфитеатр, где, предполагают, читали лекции, — акустика там и сегодня потрясающая. А еще — античная колонна Помпея, катакомбы и, конечно, форт Кейт Бей. Он построен на том месте, где когда–то высился 110–метровый Фаросский маяк — одно из семи чудес света, разрушенное землетрясением. Побалансировав на лестницах без перил и обозрев окрестности через бойницы сторожевой башни XV века, попросите гида показать... якорь с корабля Наполеона Бонапарта. Я лично до сих пор гадаю: неужто и впрямь настоящий?
О, какой Шарм! Синай был конечным пунктом нашего путешествия. 3,5 километра по тоннелю, проложенному под дном Суэцкого канала, и прощай, Африка. Здравствуй, Азия! Здравствуй, земля, где Бог говорил с Моисеем. Глядя на проплывающий за окном лунный ландшафт, понимаешь, почему именно здесь. Пустынные плато, безмолвные горы, окрашенные едва ли не во все цвета радуги, бездонное небо... Ничто не отвлекает от главного, от сути. Каждую ночь вверх по священной горе Синай, где, по преданию, Господь вручил Моисею скрижали с десятью заповедями, ползут сотни «светлячков». Это паломники со всего света. Независимо от вероисповедания они верят, что тому, кто встретит на вершине рассвет, простятся грехи...
Шарм–эль–Шейх — молодой (ему всего 35 лет) курорт, за которым прочно закрепилась слава «рая для дайверов». Что вовсе не значит, будто пловцам–«чайникам» тут делать нечего. Смело натягивайте ласты, маску — и вперед, за инструктором по заповедным местам — к острову Тиран или в Рас Мохаммед. Уверяю, однажды заглянув через плексиглас в толщу прозрачной воды, вы напрочь забудете про все свои комплексы. Вас окружат нереально яркие рыбки, каких обычно можно увидеть лишь в океанариуме. Они тоже разглядывают людей и, похоже, не меньше нашего дивятся. Разве что скат стремится побыстрее исчезнуть, стараясь при этом соблюсти королевское достоинство. А кораллы! Словно диковинные цветы на дне. А водоросли! Оттенков столько, что к некоторым и названий–то не подобрать. В общем, могу поспорить, что на пляже вас отныне будут видеть достаточно редко. Хотя поваляться на египетском песке — особое удовольствие. Нагретый солнцем, он щедро отдает тепло каждой клеточке утомленного организма.
Египет, вообще, лечит все: застарелые болячки и несчастную любовь, душевный разлад и карьерные неудачи. Поистине универсальное средство!