С середины осени и до весны ежегодный вступительный марафон берет паузу. Предновогоднее межсезонье традиционно — время подсчетов. Министерство образования формирует план приема на следующий год, определяет, сколько «выдать» вузам бюджетных мест, а сколько платных. Родители будущих абитуриентов в это время пересчитывают содержимое своих кошельков. У них своя калькуляция: потянем или нет, если ребенок не пройдет «на бюджет»? Но, по большому счету, все решает один, фундаментальный по нынешним временам вопрос. Стоит ли образование затраченных средств? Простого решения, как и в теореме Ферма, здесь быть не может.
От повального желания учить любой ценой, казалось, уже ушли. Однако, анализируя результаты минувшей образовательной гонки, эксперты подметили новую тенденцию. В вузы набрали очень много заочников, в основном — на платную форму. Такое расширение высшего образования вряд ли оправданно.
И если с этим небольшим дисбалансом специалисты, уверен, справятся, то прочие факторы, влияющие на образовательный рынок, вызывают гораздо больше тревог. Речь прежде всего о тех, кто желает учиться, готов рвать жилы на зачетах и экзаменах, но оказался перед экономической дилеммой: у родителей с финансами не густо. Спасение для таких студентов одно — кредит.
Вчера Беларусбанк обнародовал данные об объеме льготных кредитов, предоставленных в этом году на оплату обучения. Признаюсь, ждал информацию с опасением. Ведь экономисты, которые активно советуют не брать у банка в долг, отложить покупку новой кухни или дивана, про кредиты на знания почему–то не говорят ни слова. Как в такой неопределенной ситуации поведут себя мамы и папы, неясно. Может, кто–то действительно решит, что диплом равнозначен дивану, и необдуманно предложит сыну или дочке переждать, уйти в «академку»?
К счастью, не предложили. Кредитов банкиры выдали на сумму около 10 миллиардов рублей, что по сравнению с таким же периодом прошлого года больше на 17 процентов. В 2009–м заключено 2.346 договоров, в 2008–м — 1.993. Прирост есть, кредитная «сессия» набирает обороты.
О чем еще говорят цифры? Пожалуй, о том, что государственная политика в образовательной сфере показала свою жизнеспособность и в непростые времена.
Напомним, по президентскому Указу № 616 Беларусбанк выдает льготные целевые кредиты на обучение тем студентам, гражданам нашей страны, которые получают первое высшее образование в вузе государственной формы собственности, потребкооперации или Федерации профсоюзов, причем учатся на дневном отделении. Условия приятные: плата за пользование — половина ставки рефинансирования (на сегодняшний день — 6,75%), во время учебы погашаешь только проценты. Основные выплаты — в течение 5 лет после того, как получишь диплом.
Не учеба, а мечта, если бы не одно жесткое требование: средний доход на каждого члена семьи не должен превышать 350% от бюджета прожиточного минимума (сегодня — 875.245 рублей). Введено ограничение, понятно, не просто так, а чтобы дать больше шансов тем, у кого их меньше изначально, — ребятам, приехавшим из маленьких городов и деревень. О второй причине сказано выше — баланс между бюджетниками и «платниками» нужно сохранять.
Система сложилась, работает четко, но те, кто под льготы не попал, требуют большего, указывая на опыт и амбициозные планы соседних стран. Посмотрим и мы. Во время летнего отпуска разговорился с супружеской парой из Ижевска. У них дочка и сын оканчивают школу, пора думать о поступлении. Сетовали: в местные институты поступить так же нереально, как в московские и питерские, известные своим заоблачным ценником. Одна надежда: правительство пообещало сделать образовательные кредиты доступнее. Выдавать их планировалось под 5,25% годовых, без поручительства и залога. Смело...
Своих случайных знакомых я вспомнил, пролистав на днях российскую прессу. Газеты констатировали: программа субсидирования образовательных кредитов, которую премьер–министр Владимир Путин пообещал студентам, так и не заработала. Можно посочувствовать, но важнее все же разобраться: почему не получилось? К примеру, «КоммерсантЪ», отмечая, что господдержка образования дала программный сбой, приходит к такому выводу: «Постоянное снижение ставки рефинансирования делает льготные образовательные кредиты для банков неинтересными».
Другой вопрос: а может ли вообще быть в такой специфической сфере иной интерес, кроме социального? Спросил у наших банкиров: ответили отрицательно. Не может.
Наверное, и поэтому наша кредитная «сессия» продолжается...