В
воскресенье в Охотском море затонула буровая платформа «Кольская».
Вначале она сильно пострадала от шторма, после чего было принято решение
отбуксировать ее к берегу ледоколом «Магадан». Но во время
транспортировки по пятиметровой высоты волнам «Кольская» перевернулась и
затонула. На борту находились 67 человек. Во время спасательной
операции из ледяной воды удалось подобрать 14 человек. Еще 16 найдены
мертвыми, о судьбе остальных 37 человек ничего неизвестно.
Александр
Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично выразил
соболезнования Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву в связи
с гибелью людей в результате катастрофы с буровой платформой
«Кольская».
«Известие о катастрофе, повлекшей трагическую
гибель многих людей, болью отозвалось в сердцах белорусов, разделяющих с
Вами чувство глубокой скорби», — говорится в соболезновании.
Эта
трагедия и по количеству жертв, и по многим сопутствующим
обстоятельствам — экономия в ущерб безопасности — заставила вспомнить
судьбу круизного теплохода «Булгария», затонувшего в Куйбышевском море
минувшим летом. И в том и в другом случае первопричиной трагедии стала
жажда наживы хозяев–коммерсантов.
Платформа «Кольская» была
построена на судоверфи в Финляндии в 1985 году и считалась современной и
неплохо оснащенной. В начале августа была завершена сложная морская
операция по ее транспортировке из Мурманска в Магадан. Вез ее
специальный грузовой теплоход «Трансшельф». Когда буровую установку
начали снимать с теплохода, обнаружили течь в одной из частей буровой.
Ее залатали — и «Кольскую» выгрузили. В начале сентября платформа уже
использовалась на нефтегазовом шельфе Охотского моря.
Но, как
оказалось, не все в порядке было не только с самой платформой, но и с
работами, которые велись на ней. Как пишет «Московский комсомолец»,
камчатская межрайонная природоохранная прокуратура направила в
Черемушкинский районный суд Москвы исковое заявление к ОАО «Газпром»,
ООО «Газфлот» и ОАО «Арктикморнефтегазразведка». Прокуратура требовала
признать незаконным бурение с использованием «Кольской» — в отсутствие
положительного заключения государственной экологической экспертизы — и
запретить работы. До декабря, когда в Охотском море начинается время
сильных штормов, платформа работала вопреки всякой логике техники
безопасности. Затем хозяевами «Кольской» было принято решение
отбуксировать ее ледоколом «Магадан» и буксиром «Нефтегаз–55» от
западного побережья Камчатки в более спокойное место — бухту Зырянскую
на Сахалин. Во время операции в ночь на воскресенье караван попал в
шторм со скоростью ветра 20 метров в секунду и высотой волн более 4
метров.
Все 53 члена экипажа и 14 прикомандированных
специалистов, находящихся на платформе, имели спасательные
термогидрокостюмы и жилеты, на борту было четыре спасательных надувных
плота. Но, похоже, люди просто не успели ими воспользоваться. В момент
объявления тревоги большинство находилось в столовой, иллюминаторы
которой выбило штормовой волной. Туда хлынула вода. Похоже, буровая
опрокинулась быстро. Люди могли просто не успеть покинуть установку.