Любая автомобильная авария досадна вдвойне. Во–первых, получаешь
сильнейший стресс после неожиданного удара. А во–вторых, как подумаешь
про ремонт, траты, поиск запчастей, совсем дурно становится. И если
виновнику, ничего уж не поделаешь, придется оплачивать расходы из своего
кармана, то пострадавшему еще предстоит поднапрячься для получения
компенсации. Сбор документов, поиск страховой компании виновника...
Потом еще ожидание, которое даже после пустяковой аварии может
растянуться почти на два месяца. Это превращается в непростое испытание
для нервной системы автомобилистов, по мнению которых, формальности
только затягивают начало ремонта. Но все должно измениться с 1 июля:
«прямое урегулирование» сделает процесс получения компенсации по
«автогражданке» более удобным. Итак, что изменится?
Как
говорится, почувствуйте разницу! Сейчас мы вынужденно участвуем в не
самой удобной схеме взаимоотношений «страховщик — клиент». Попавшего в
аварию по непонятной для нас, обычных водителей, причине отправляют в
страховую компанию виновника. Нет, конечно, там оформят все как
положено, по закону, компенсацию выплатят. Но все равно, согласитесь,
странно: как ни крути, клиент приходит требовать деньги, выступает в
несвойственной ему роли. И потом, автолюбителю еще предстоит найти
нужный филиал (именно тот, в котором страховался обидчик)! Ведь виновник
покупал «автогражданку» в Витебске, а авария произошла в Бобруйске...
Что делать? Ехать за много–много километров? Можно, конечно, отправить
документы по почте, но всегда возникают нюансы, которые лучше уточнить у
специалистов напрямую.
Хорошо, если удастся договориться и
решить все вопросы в ближайшем представительстве страховщика, но в
некоторых случаях процесс затягивается. Например, закралась ошибка в
номер страхового свидетельства и водитель обречен на мучения. Поди
разберись, в чем проблема. А в компании требуют: представьте верные
сведения. Имеют полное право, между прочим!
Однако с
1 июля со вступлением в силу Указа № 519 все будет по–другому.
Пострадавшему в аварии уже не придется обращаться за компенсацией к
«чужому» страховщику: выплатой возмещения вреда и оформлением документов
будет заниматься компания, с которой владелец машины заключал договор
«автогражданки». Достаточно будет написать заявление, дать письменные
объяснения по поводу аварии и представить документы, необходимые для
оформления дела о выплате компенсации. А именно: страховое
свидетельство, техпаспорт, водительское удостоверение, справку из ГАИ
(если ее выдали на месте), извещение (вы помните — с 1 июля водители при
соблюдении ряда условий могут договориться без вызова сотрудника ДПС).
Потом остается только ожидать выплаты.
Клиентам,
безусловно, обращаться к старому знакомому страховщику удобнее, а вот
самим организациям придется изменить тактику. Действительно, как шести
компаниям (заключить договор «автогражданки» у нас можно только с
Белгосстрахом, «Белэксимгарантом», ЗАСО «Промтрансинвест», ЗАСО «ТАСК»,
ЗАСО «Белнефтестрах» или СООО «Белкоопстрах») вести между собой
взаиморасчеты? Придумали следующую схему: страховщик после выплаты
компенсации пострадавшему автовладельцу предъявляет счет коллегам,
заключившим договор с виновником ДТП. Причем, помимо собственно
возмещения вреда, «истцы» потребуют и комиссионное вознаграждение за
хлопоты — оформление дела ведь тоже нелегкая работа. Но ради чего все
это затеяно?
— Новые правила игры должны стать стимулом для
более качественного обслуживания клиентов, — подчеркивает генеральный
директор Белорусского бюро по транспортному страхованию Антон Авсейко. —
Компании будут заинтересованы, чтобы автолюбитель и в следующий раз
пришел к ним заключать договор обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, исключен
соблазн занизить сумму, предназначенную для возмещения вреда. Увеличится
и скорость обработки документов — ведь все данные о страхователе будут
известны, их не придется запрашивать.
Кстати, подобная
практика применяется чуть больше года в России. Там это называют прямым
урегулированием. Все сведения об авариях стекаются в информационный
центр Российского союза автостраховщиков, который служит связующим
звеном между компаниями. Но есть особенность: после подтверждения, мол, у
виновника полис есть, пострадавшему выплачивают компенсацию, а сами
компании между собой рассчитываются фиксированной суммой — что–то вроде
среднего арифметического. Как же они не разорятся, спрашиваете? В том–то
и фокус: к концу года подсчитывают разницу. Если все было законно и по
правилам — выходят на ноль. Ну а если компания оказывается в минусе,
значит, были махинации. Российский союз автостраховщиков в таких случаях
проводит проверку и обычно обнаруживаются грубые нарушения.
Кстати
У
многих автолюбителей возникнет 1 июля логичный вопрос: а что делать,
если виновник ДТП — иностранец с «зеленой картой»? Куда обращаться?
Можно идти к своему страховщику, а лучше — сразу в Белорусское бюро по
транспортному страхованию, потому что дело все равно отправят туда. Его
специалисты и выплатят компенсацию.