Колокол начала XVIII века нашли в колодце деревни Колышки Лиозненщины.
Когда земельные работы, проводившиеся у заброшенного источника,
резко остановились, среди местных прошел слух: опять «проглянул»
боеприпас времен войны! Но находка оказалась куда более мирной —
колокол времен Речи Посполитой. Правда, без языка.
Директор Лиозненского военно-исторического музея Ольга
Самущенко пояснила «БН»: изделие кузнецов испещрено надписями на
латинице. На верхнем поясе можно прочесть фразу «Единого Бога славим»,
а на нижнем — имя неизвестного человека, видимо, мастера, Фридриха
Квейна. Дата — 1727 год — говорит, скорее всего, о годе «рождения»
колокола. В средней его части помещено рельефное изображение Богоматери
с младенцем Иисусом.
Скорее всего, он попал на Лиозненщину во времена униатства и до 30-х
годов XX века созывал верующих на молитву в местную церквушку. Олег
Карань, один из старейших жителей соседней деревни Луги, говорит, что
во время религиозных гонений со стороны советской власти колокол
повесили на пожарную колокольню, а в 1941 году красноармейцы его
спрятали в колодце: металл мог послужить оккупантам.
— Хотя некоторые местные говорят, что у колокола не было
«гражданской жизни» в качестве пожарного инвентаря. Слышал, что
коммунисты кинули его в колодец сразу после разрушения церкви.
Приключения ждали колокол и после лихолетья. Местный СПК, возводя
храм, решил не заказывать новый у литейщиков, а поискать старый «голос»
давно разрушенной церкви. Его нашли, но вот работы проводились с
нарушением законодательства по охране культурных ценностей, в
результате чего рада по вопросам историко-культурного наследия при
Министерстве культуры отказала в выплате вознаграждения за находку.
— Сейчас колокол передан в храм Воздвижения Креста Господня, что в
райцентре. Ему сделают язык, и он подаст «голос» со звонницы. А мы пока
установим, кто такой был этот Фридрих Квейн, — резюмировала Ольга
Самущенко.