Тревожная
статистика: 1.291 человек погиб на дорогах Беларуси в прошлом году. Да,
аварий с жертвами становится меньше. Но разве можно довольствоваться
показателями, когда речь идет о человеческой жизни? Увы, полностью
безопасных дорог нет нигде. Но очевидно, всем нам — и водителям, и
пешеходам, и инспекторам ГАИ — нужно работать над собой. Конечно,
совершенствования требует и законодательство. Очередные поправки в
Правила дорожного движения обсуждались вчера на совещании у Президента.
По
словам Александра Лукашенко, корректировать ПДД не должно исключительно
Министерство внутренних дел. Эту тему требуется рассматривать на высшем
уровне. Президент напомнил: с 2005 года он лично утверждает изменения в
ПДД и «убедился, что это правильно».
Немного статистики. 3,5
миллиона транспортных средств — столько, по данным МВД,
зарегистрировано в стране. Ежегодно эта цифра увеличивается примерно на
5 процентов. Понятно, чем больше машин, тем сложнее ситуация на
дорогах, тем острее вопросы безопасности... Какие же новшества
предлагаются на этот раз? Сразу скажу, очередные поправки в ПДД не
носят глобального характера. Например, МВД предлагает разграничить
понятие «скрылся с места происшествия» и термин «оставление места
происшествия». Зачем? Сотрудники ГАИ объясняют: на практике водитель
из–за шока или растерянности может отъехать от места ДТП на несколько
десятков метров и остановиться. Правильно ли квалифицировать это как
попытку сокрытия, при которой водитель осознанно прячется? Ведь
последнее влечет за собой (в зависимости от обстоятельств) штрафы либо
даже лишение свободы. Новый термин, считают в МВД, позволит адекватно
трактовать ситуацию.
Еще одна инициатива. В действующей
редакции ПДД автомобиль может подъехать к торговой точке по тротуару,
чтобы разгрузить товар. А вот стоянка на тротуаре запрещена. Такая
двусмысленность вводит в ступор и водителей, и инспекторов ГАИ.
Предлагается разрешить стоянку для выгрузки товара.
Вчера
звучали и другие предложения. Однако не все они нашли поддержку
Президента. Например, норма о снижении скорости движения автомобилей в
населенных пунктах в темное время суток с 60 до 50 километров в час.
Апеллируя к европейскому опыту, МВД указывает: в случае, если
автомобиль наезжает на пешехода на скорости 50 км в час, то шансы, что
человек останется жив, 50 на 50. В то время как скорость 60 км в час,
оставляет попавшему под колеса только 10 процентов... В теории все
логично. Но как обеспечить новый скоростной режим на практике? Ведь
многое зависит от степени освещенности, дорожного покрытия, ширины
полотна... Возможно, что в крупных городах ограничение до 50 км в час
создаст дополнительные заторы на дорогах. А вот в деревнях без уличного
освещения, где от забора до забора всего несколько метров, пожалуй,
следует установить ограничение скорости и до 30 — 40 км.
Критически
отнесся Президент и к предложению обязать велосипедистов и водителей
гужевых повозок в темное время суток двигаться в одежде со
светоотражающими элементами. Вот его комментарий: «Знаете, меня это
настораживать начинает. Как будто какая–то фирма уже сегодня готова
произвести эти светоотражающие элементы, и мы каждому коню на хвост их
повесим и таким образом создадим благополучие этой фирме». По словам
Александра Лукашенко, любой сознательный человек сам позаботится о
своей безопасности. Вместо обязаловки и штрафов лучше проводить
разъяснительную, профилактическую работу с населением.
В
целом, по оценке Президента, МВД слишком часто предлагает изменения и
дополнения в ПДД. «Или вы недорабатываете, не видите, что будет
завтра–послезавтра, или ситуация на дорогах такая аховая?» — задался
вопросом Александр Лукашенко. По его убеждению, внимание нужно
сосредоточить на главном — борьбе с пьянством на дорогах. Еще больше
ужесточить ответственность для тех, кто садится за руль под градусом. К
этому побуждает трагическая статистика. По данным Госавтоинспекции, в
этом году 110 человек погибли по вине нетрезвых водителей...
Президент
также поручил МВД проверить весной состояние сельхозтехники в
хозяйствах страны. Это, по его словам, позволит избежать происшествий в
будущем. А также заставит предприятия внимательно относиться к дорогим
и купленным за счет господдержки машинам, беречь их.
Что же
касается изменений в ПДД, то они, как я понял из беседы (уже после
совещания) Госсекретаря Совбеза Леонида Мальцева и главы МВД Анатолия
Кулешова, будут доработаны и внесены Президенту не позднее чем через
месяц.