В нескольких торговых центрах Москвы заработает сервис, позволяющий
владельцам магазинов отслеживать перемещение покупателей с помощью
беспроводных сетей. Об этом в номере от 21 октября сообщает газета
«Ведомости».
Источником информации о местоположении служат мобильные устройства
покупателей со включенным Wi-Fi. Сигналы устройств фиксируют
роутеры-«маячки», расположенные в проходах и торговых залах. Роутеры
отсылают данные на сервер для последующей обработки, после чего
владельцам магазинов предоставляется статистика о посетителях.
С помощью услуги торговцы могут, в частности, узнать, сколько человек
посетили их магазин, а сколько прошли мимо, в какие еще магазины
заходят их посетители, по какому маршруту они передвигаются внутри
торговой точки. Разработчики сервиса заявляют, что эти сведения
поспособствуют повышению продаж.
Идентификатором посетителя выступает MAC-адрес его устройства. Личная
информация о человеке, в том числе демографическая — возраст, пол и так
далее, — не собирается.
Сервис носит название Shopster Analytics,
его запустила компания Watcom Group. По данным «Ведомостей»,
отслеживание заработает в московских торговых центрах «Вива!» и «Щука».
Для охвата торгового центра необходимо установить в нем от пятидесяти до
ста «маячков»; точное количество зависит от площади здания.
Аналогичные сервисы действуют и в других странах. Некоторые из них —
например, американский Euclid Analytics, — дают посетителям возможность
запретить «слежку» за собой. Для этого нужно зайти на сайт сервиса и
ввести MAC-адрес своего смартфона. После этого все зафиксированные
данные об аппарате будут удалены.
Торговые центры — не единственная сфера применения технологии. Так, в
Лондоне «маячки» для приема сигналов смартфонов встроили в уличные
урны. Задачей урн было собирать информацию о передвижениях пешеходов. В
августе 2013 года власти закрыли сервис, так как посчитали, что данные собирались без ведома людей.