Международная группа исследователей из 129 научных центров в 13
европейских странах, Австралии и США обнаружила генетические маркеры,
определяющие успеваемость в школе. Статья генетиков представлена в журнале Science, а кратко о ней рассказывается в пресс-релизе исследователького консорциума.
Ученые проанализировали генетический материал 125 тысяч человек и
сопоставили наличие в ДНК тех или иных однонуклеотидных полиморфизмов
(сокращенно SNP, single-nucleotide polymorphism) с данными о том,
сколько классов закончил обладатель такого генома. В результате удалось
выяснить, что определенные SNP коррелируют с продолжительностью
обучения: есть генетические маркеры, наличие которых приводит к
повышению шансов остаться без полноценного образования.
Исследователи подчеркивают, что найденная ими закономерность пока носит
исключительно статистический характер. В работе генетиков перечисляются
три SNP и наличие каждого меняет среднюю продолжительность обучения
примерно на один месяц. Это означает, что если собрать вместе несколько
тысяч обладателей одного варианта SNP под обозначением rs11584700 и
сравнить их с таким же количеством носителей другого варианта
rs11584700, то в одной из групп средняя продолжительность обучения будет
на месяц ниже. Так как учатся люди обычно целое число лет, эти выводы
можно интерпретировать иначе: носители одного из вариантов rs11584700
несколько чаще других бросают школу на год-другой раньше.
Суммарный вклад в обучение проанализированных генетических факторов
оценивается в два процента. В этой оценке не фигурируют тяжелые
генетические заболевания вроде синдрома Дауна: речь идет только о
однонуклеотидных полиморфизмах в геноме здоровых людей. Под
однонуклеотидными полиморфизмами понимаются участки ДНК, которые у
разных людей могут отличаться на одну нуклеотидную пару: число вариаций
для одного SNP ограничено, но из-за большого суммарного числа SNP каждый
человек обладает фактически уникальной комбинацией таких маркеров.
Анализ SNP широко используется для определения родства, восстановления
картины миграции народов и поиска генетических факторов, определяющих
склонность к болезням или социальными показателями. В рамках проекта
Social Science Genetic Association Consortium, который выявил связь
генов и школьных успехов ученые намерены также проверить корреляцию
определенных SNP с доходом, удовлетворенностью жизнью и средним числом
детей.