Во
время дискуссии "Проблемы белорусской идентичности", организованной
общественным объединением "Дискуссионно-аналитическое сообщество
"Либеральный клуб" 13 ноября в Минске, философ Валентин Акудович
высказал сомнение в дееспособности этнокультурной концепции формирования
белорусской нации, пишет БелаПАН.
По
словам философа, сама история засвидетельствовала невозможность
реализации этой концепции, которая была эмоционально и поэтически
сформулирована почти 120 лет тому назад будителем исторического и
национального сознания белорусского народа Франтишком Богушевичем в
предисловии к поэтическому сборнику "Дудка белорусская" и на границе
XIX—XX веков дополнена выдающимися деятелями белорусского национального
возрождения. Из нескольких позиций этой концепции — белорусы живут на
общем пространстве в своих этнографических границах, в стране доминирует
белорусский язык и национальная культура, существует историческая
преемственность с Полоцкой землей и Великим Княжеством Литовским,
политическими приоритетами являются национал-демократичные ценности и
государственная независимость — реализована только последняя, отметил
философ.
При этом Акудович считает, что Беларусь должна быть
преемником не только традиций Полоцкой земли и ВКЛ, но также Речи
Посполитой, Российской империи и СССР. "Ведь в границах этих
государственных образований белорусы тоже жили в течение веков", —
сказал философ.
Анализируя, почему вышеназванные позиции не
стали реалиями, он пришел к выводу, что этнокультурная модель
формирования белорусской нации была не итогом осмысления реального
состояния вещей, а теоретической выдумкой, взятой из схемы классического
национального культурного кода соседних народов.
По мнению
Акудовича, этнокультурная концепция формирования белорусской нации не
должна быть базовой стратегией. "Но от этой концепции не надо
отказываться. Она просто должно быть приспособлена к современным реалиям
и той конструкции, которая станет основой нашего национального
обустройства", — предложил он. Наиболее приемлемой для этого дела
Акудович видит идею гражданской нации, которая нашла наиболее четкое
воплощение в жизни Франции и США, где для всех существует один закон и
одно право.