Американский палеонтолог выяснил, что двое овирапторов, погибших 75 миллионов лет назад на территории Китая — это самец, ухаживавший за самкой. Скорее всего, динозавры погибли вместе, за что ученые назвали их «Ромео и Джульеттой». Об открытии со ссылкой на журнал Scientific Reports сообщает Live Science.
Пару овирапторов (покрытых перьями ящеротазовых динозавров мелового периода) нашли в пустыне Гоби (Внутренняя Монголия). Их сразу же окрестили «Ромео и Джульеттой», однако научную проверку это прозвище прошло не сразу.
По словам ведущего автора исследования Скотта Персонса (Scott Persons) определить пол динозавра крайне сложно, так как мягкие ткани почти никогда не оставляют следов в окаменелостях. Чтобы решить этот вопрос, Персонс и его коллеги сравнили останки овирапторов с анатомическим устройством современных птиц.
Ученые обнаружили следы длинных перьев на хвосте овирапторов. Для полета эти перья явно были бесполезны. Скорее всего, они выполняли ту же функцию, что и хвостовое оперение у современных индюков, павлинов и степных тетеревов: привлекать внимание противоположного пола. Анализ тазовых костей овирапторов указал на гибкость хвоста и присутствие сильных мускулов — все это помогало динозавру щеголять своим хвостом во время брачных танцев.
Затем палеонтологи выяснили, что у одного из овирапторов тазовые кости более крупные — явное свидетельство полового диморфизма (характерных различиях в размере и других особенностях внешности между самцами и самками). «Хотя по размеру, возрасту и основным чертам анатомии два овираптора практически не отличались друг от друга, “Ромео” отличался крупными тазовыми костями характерной формы, которая позволяла ему раскачивать хвостом, привлекая самок. У “Джульетты” же эти кости были меньше и устроены гораздо проще», — рассказал Персонс.
Однако, что бы ни случилось с парочкой в пустыне, до какой бы стадии отношений не дошел их роман, овирапторов засыпал песчаный обрыв или засыпала песчаная буря, сохранив их для человечества.
Скотт Персонс и окаменелые останки «Ромео и Джульетты» Фото: Sydney Mohr / University of Alberta