Правительство Турции предложило Пакистану новые ударные вертолеты
T129, созданные на базе итальянских A129 Mangusta, сообщает Defense
News. При этом турецкие производители рассчитывают развернуть в
Пакистане производство таких вертолетов, которыми предлагается заменить
устаревшие пакистанские AH-1F Modernized Cobra. Однако планы Турции по
поставке вертолетов может испортить противодействие со стороны США.
В середине сентября 2013 года во время визита премьер-министра
Пакистана Наваза Шарифа в Турцию ему была предложена бесплатная поставка
трех вертолетов T129 и более чем 2300 наименований различных запчастей и
расходников к авиационной технике. В 2009 году Турция по похожей схеме
продала Пакистану гаубицы MKEK Panther калибра 155 миллиметров. Сегодня
они производятся пакистанским предприятием Heavy Industries Taxila по
лицензии.
Власти Турции полагают, что у них есть шанс продать большое
количество ударных вертолетов T129 Пакистану, несмотря на неготовность
ударной версии такой машины. В настоящее время T129 существует в двух
вариантах ─ T129A и T129B. Первый используется для летных испытаний, а
второй, разработка которого еще не завершена, уже будет ударным,
соответствующим требованиям проекта ударного вертолета на базе A129.
Между тем, как отмечает Defense News, на вертолеты турецкой
разработки устанавливаются двигатели LHTEC CTS800-4N американского
производства. Для экспорта ударных машин в другие страны Турции придется
получить разрешение США. По словам бывшего военного атташе Австралии в
Турции Брайана Клафли, Белый дом скорее всего разрешения на реэкспорт
вертолетных силовых установок не даст.
Одна причин этого кроется в том, что США сами намерены продать
Пакистану собственные ударные вертолеты AH-1Z Viper. Кроме того, США
регулярно перечисляют Пакистану финансовую помощь, которую тот может
тратить на военные нужды. В 2013-2014 финансовом году размер военной
помощи составляет 300 миллионов долларов. Эти средства Пакистан, в
частности, может потратить на закупку AH-1Z.
Американское предложение, вероятно, представляет для Пакистана
больший интерес. Во-первых, пакистанские летчики уже обучены управлению
вертолетов семейства AH-1 и их переподготовка на тип AH-1Z не потребует
много времени и финансовых вложений. Во-вторых, министерство обороны
Пакистана испытывает дефицит средств военного бюджета. В этом случае
американская финансовая помощь является хорошей возможностью обновить
парк ударных вертолетов.
Тем не менее, однозначно сказать, чье предложение примет Пакистан,
невозможно. По словам Клафли, власти Пакистана в настоящее время
настроены против заключения контрактов с США. Кроме того, в долгосрочной
перспективе американские вертолеты невыгодны Пакистану, поскольку
расходы на их техническое обслуживание и эксплуатацию несколько
превышают расходы на ударные вертолеты турецкого производства.