Разбираюсь с поступившей в корпункт газеты жалобой. Письмо из
поселка, где в конце 80–х возвели солидные коттеджи, а как их экономно
обогреть — тогда не подумали. Отапливать дровами и торфом хлопотно,
поэтому люди мечтают о газе, которого у них нет, зато есть за километр в
соседнем агрогородке. Глава местного сельисполкома проблему знает. И
знает, что пока в поселке газу не бывать, поскольку треть расходов
жители должны взять на себя, а это — большие суммы. Спрашиваю, какие? Не
считали, но много. А хозяйство не поможет? Не разговаривали, но вряд ли
откликнется...
Наверняка так оно и есть. Газ еще доступен не
всем. Проводить его за бюджетные средства повсеместно финансово
неподъемно и вряд ли экономически целесообразно. Но вот размытые ответы,
в которых нет ни ясности, ни четких цифр, в разговоре с людьми, как
правило, оканчиваются веером писем наверх. В такой «игре слов» человек
обычно читает одно: если управленец не изучил вопрос до конца, чтобы
убедить фактами, значит, темой просто не занимался. А коль не занимался,
то чиновник выше рангом, получив жалобу с мест, заставит его это
сделать...
Мониторинг по работе с обращениями граждан, который
в минувшем году по–настоящему всколыхнул местную власть, не только
помог многим людям снять проблемы, копившиеся годами. Он же еще раз
высветил классические законы бумажного оборота: если вопрос оперативно
решить нельзя, местная власть должна знать это точно и аргументированно
объяснять. Но когда есть хоть малейший шанс — его необходимо
использовать. Судя по мониторингу, оказалось, невозможного гораздо
меньше, чем принято думать и читать в ответах чиновников. Другое дело,
что использовать тот самый шанс управленцы спешат не всегда.
В
этом убеждают и результаты мониторинга, и многие другие примеры. Взять
аналитическую справку Комитета госконтроля Гомельской области по итогам
работы с обращениями граждан за минувший год. Каждая третья просьба о
помощи, поступавшая в областной КГК, благополучно разрешалась после
вмешательства «контролеров». Хотя до этого у большинства ходоков уже
были и личные приемы граждан в исполкомах, и переписка с инстанциями.
Понятно,
жалобы — категория вечная. Не всегда их разрешение по силам местной
власти. Однако львиная доля все–таки по силам. И как сделать, чтобы
волнующие людей вопросы по максимуму развязывались на первой ступени и
не порождали лавину многоуровневой переписки? Этот путь на Гомельщине
сейчас и пытаются нащупать. Отправной точкой для области стал Мозырский
район, который за прошлый год уменьшил поток жалобных писем более чем на
треть. Заметная цифра, разумеется, вызвала интерес. Оказалось вот что.
Минувшей зимой в районе резко пошла вверх гибель людей на пожарах.
Райисполком экстренно создал смотровые комиссии под началом
председателей сельсоветов, включив в них специалистов основных
социальных сфер. Им предстояло регулярно обходить дома неблагополучных и
уязвимых, чтобы не просто увидеть проблемы, но тут же их решить —
сообща, используя возможности каждой службы... Результат почувствовали
сразу.
Председатель Мозырского райсовета депутатов Леонид
Писаник добавляет, что почувствовали еще и то, что такие комиссии могут
заниматься не только «пожарными» вопросами, но и другими проблемами,
волнующими людей. Что неподъемно для комиссий, то выносится на уровень
руководителя района и уже им патронируется. Сейчас на Мозырщине каждый
четверг — смотровой. Комиссии работают и в деревнях, и в городе. Причем
вышли на задачу–максимум: обследовать каждый дом и услышать каждого
жителя.
В этом году облисполком решил распространить удачный
опыт на все районы Гомельщины. По тому же принципу комиссии сегодня
созданы повсеместно. Председатель областного Совета депутатов Марина
Бондарь видит в «мозырском варианте» немалые возможности для решения и
простых, и сложных житейских проблем. Ведь главная миссия четверговых
смотров — не взять на карандаш острый вопрос, а сделать все, чтобы его
снять раз и навсегда. Главное, эффективность такой работы теперь легко
проверить: достаточно поднять протокол и сравнить с результатом.