Гомель — один
из немногих городов, где сохранились комнаты школьника. Более тридцати
наберется. Раритетное название советской эпохи, правда, устояло не
везде. Однако суть тогдашнего социального изобретения практически не
поменялась: в многоэтажных домах под детский досуг отведены комфортные
помещения, в которых бурлит спортивно–творческий потенциал ребятни «с
нашего двора». Доживают они последние дни или стоят на пороге
революционных преобразований? Решила исследовать проблему...
Комнаты
школьника в биографии городов появились в 70–х — 80–х. При
проектировании многоэтажек они предусматривались специально. Тогдашний
подход имел рациональную основу: увести с улицы тех детей, которые в
свободное от учебы время не пойдут в школьные кружки, не доедут до
центров творчества, домов культуры, спортивных секций. Словом, занять,
увлечь и присмотреть, пока родители на работе.
Главное, что
хорошее старое за многие годы ничуть себя не исчерпало. Все также
хватает детворы, слоняющейся по дворам. Все также многие из ребят
предпочитают всему другому комнаты школьника и зависают в здешних
«кройках и шитье», «дизайне интерьера», потеют за теннисными и
шахматными столами. До уроков — после уроков. Подавляющее большинство
комнат открыто с 8.30 и до 20.00. И доступны совершенно бесплатно.
...Полдень.
В комнате школьника на улице Советской — столпотворение. Не меньше двух
десятков ребят. Кто в теннис, кто в шахматы, кто на скакалках... В
комнате школьника на Головацкого — получасовая «перебивка»: одни ушли,
другие еще не пришли.
За время этих «экскурсий» обнаружила: в
двух районах города — Железнодорожном и Советском — комнаты школьника
стали реальным оплотом работы с жильцами многоэтажных кварталов. Здесь
они вышли за рамки «детских посиделок». В комнатах встретишь молодежь,
родителей, стариков–пенсионеров.
— Мы создали многопрофильный
центр по работе с детьми и молодежью, который объединил все 12 комнат
школьника, — о новой смысловой нагрузке советского наследия рассказывает
Владислав Забияко, начальник отдела по работе с молодежью администрации
Советского района Гомеля. — Кружки — само собой. Плюс к ним — патронат
педагогов–организаторов трудных семей и обязанных родителей. Общие акции
по благоустройству. Детско–родительские спартакиады. Даже занятость. У
нас есть прецедент, когда пенсионер вызвался бесплатно заниматься
футболом с подростками в своем дворе. Видели бы вы, какой аншлаг на той
площадке... Кроме того, занимаемся хозрасчетной деятельностью.
Что
именно такой подход сегодня перспективен, говорит и Закон «Об основах
государственной молодежной политики», принятый 7 декабря 2009 года,
который предусматривает создание подобных центров. Место жительства —
это пространство, считай, улица, которую нужно заполнять. В старых
микрорайонах еще куда ни шло. А в новых, где такие комнаты вообще не
предусмотрены проектами и очень далека перспектива строительства центров
досуга? По всему видно, что сводить все только к отделам образования, в
ведении которых сейчас находятся комнаты школьника, слишком узко. Их
дело — ученики. А тут — от детсада и дальше, вплоть до пенсионеров.
Почему бы не отдать хорошо проверенное и еще не забытое старое на откуп
отделам по делам молодежи?
Собственно, об этом и планировала
писать, когда собирала материал. Но вдруг — новый поворот. Повсеместно
пронеслась весть о грядущем закрытии около двух десятков комнат
школьника. Отправная точка тревог родителей и педагогов — начавшаяся
проверка отдела образования горисполкома. И первая ласточка — закрытие
комнаты школьника в центральной части города по Интернациональному
проезду, 6.
— Речи о закрытии не идет, — объясняют мне на
разных уровнях местной «вертикали». — Сейчас изучается занятость и
эффективность работы кружков в таких комнатах. Где комнаты задействованы
полностью — никаких вопросов. А где два педагога на одного ребенка —
будем переводить оставшиеся кружки в школы.
Я лично за
перемены. Не сомневаюсь, по комнатам школьника они тоже назрели. И
работать им надо в выходные не до обеда, а полный день. И расширять круг
аудитории. Быть может, стоит вводить платные услуги, мастер–классы?
Осовременивать изнутри? Развивать. Но не закрывать.
Закрыть
социальный объект — просто. Несколько лет назад эту кампанию в городе
уже проходили, когда опустевшие детсады из–за снижения рождаемости
разошлись предприятиям, предпринимателям и другим хозяевам. Что имеем
сегодня? Очереди на устройство ребенка в отдельных районах. А что будет
завтра, когда нынешнее поколение беби–бума дорастет до самостоятельных
прогулок во дворах? Не вспомним ли тогда закрытые комнаты школьника?..