Завершается
Светлая пасхальная седмица, и 13 апреля наступает день поминовения
усопших — Радоница. Люди приходят к местам захоронения родных и близких,
чтобы поделиться с ними радостью воскрешения Спасителя и надеждой на
вечную жизнь души каждого человека. В церквах служится вселенская
панихида. Верующие в храме подают поминальные записки с именами умерших
близких, приносят пожертвования «на канун». Канун — подсвечник в форме
стола, который стоит перед Распятием. На него ставят свечи с молитвой об
упокоении близких. Там же можно оставить продукты для тех, кому
требуется помощь и поддержка.
«Упокой, Господи!»
Советы священника минского
прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Олега
Шульгина:
1. Убирают могилы перед Радоницей.
2.
Накануне Радоницы, вечером, и утром в день поминовения надо побывать в
церкви на службе.
3. На Радоницу на кладбище поминовение
начинают с молитвы. Сначала читают тропарь Пасхи: «Христос Воскресе из
мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», затем
хотя бы краткую заупокойную молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб
твоих».
4. Надо окропить могилку святой водой. Можно на нее
положить красное (именно красное) яйцо, которое осталось от пасхального
стола (и хранилось в холодильнике, конечно), или покрасить яйцо заново.
Покидая кладбище, яйцо забирают и вкушают его в начале поминальной
трапезы. Не стоит оставлять никакую еду на могиле.
5. Если вы
зажгли на могиле поминальную лампадку, уходя, огонь в ней лучше
загасить, чтобы не случился пожар.
Смерть есть жизнь
О народных традициях
почитания памяти предков рассказывает научный сотрудник Института
искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы НАН Елена
Довнар–Запольская:
— С давних времен веками чтили белорусы
своих предков. Можно сказать, что все обряды основываются на вере людей в
цикличность жизни в соответствии со знаменитой триадой «жизнь — смерть —
жизнь» и верой в единство всего живого — человека, растений и животного
мира. В своих лекциях в Коллеж де Франс наш знаменитый земляк родом
из–под Новогрудка великий Адам Мицкевич особо подчеркивал: почитание
предков известно многим народам мира, но нигде оно так не укоренилось и
не осталось в таком чистом виде, как на белорусских землях.
Радоница
отмечается на девятый день после Пасхи, и само название ее происходит
от общеславянского «род», а у слов «род» и «Родина» один корень. Смерть
не воспринималась народным сознанием как конечная точка уничтожения.
Скорее, как трансформация, переход в иную форму существования. Весной, с
возрождением природы после зимнего сна, по представлениям древних, духи
предков вместе с солнцем, цветами и травами возвращаются на землю. Наши
деды были уверены, что предки всегда присутствуют рядом, наблюдают и
помогают живым, если те помнят их и чтят.
Отношение людей к
предкам выглядело двойственным: с одной стороны, они свои, родные,
близкие, с другой — представители иного мира, отсюда и общеизвестное «о
предках либо хорошо, либо никак». Знать свою родословную до седьмого
колена должен был каждый белорус. А родословная у нас велась по двум
линиям: по–отцовской — «род па мячу» и материнской — «род па кудзелi».
Даже в крестьянских семьях велись свои «хроники». Они так и назывались, а
записи о тех, кто родился и кто ушел в мир иной, делались на потолочных
балках избы. Изба–то строилась с расчетом прослужить не одному
поколению. Так оно и было. Я знаю, как известный в свое время
реставратор Владимир Маслыко в конце 90–х годов отмечал 150–летие
родительского дома в Гатово.
Перед Радоницей — ее нельзя
называть праздником, скорее, торжеством — старались помочь больным и
малоимущим, которые, по народным представлениям, стоят ближе всех к
предкам. По–особому относились к птицам, считая их посредниками между
потусторонним и нашим миром. У нас, как и у многих народов, существуют
легенды, мифы о превращениях людей после смерти в цветы, травы и
деревья. Какие удивительные сюжеты можно найти в белорусских народных
песнях–балладах! О «дочке–птице», о сестре и брате, ставших цветами,
которые мы называем «анютины глазки», о верной любви молодой пары,
обернувшейся после смерти «яварам i бярозкай». Отсюда, наверное, и такое
трепетное отношение людей старшего поколения к деревьям и травам: «каб
хаця не зламаць галiнку цi не прыцiснуць нагой чарнiцы».
Прежде
чем поклониться своей родне, шли белорусы к курганам–«валатоўкам», в
которых, по преданию, покоятся очень далекие и общие для всех предки —
«волаты». В трудную годину они могут подняться на помощь своим потомкам и
защитить их, если те их помнят...
Даже традиция Вечного огня
берет свое начало от древнего обычая белорусов зажигать огонь в память о
своей родне у каждого дома.
В любой семье есть собственная
родословная. Есть кем гордиться, есть о ком вспомнить. Какие
необыкновенные истории любви, страданий, переплетения судеб и жизненных
дорог хранит память каждого рода и каждой семьи! Все мы — веточки
огромного дерева–рода, а наши предки — его корни. Они приходят к нам в
наших снах, предупреждают о бедах и болезнях — ведь природа сновидений
до сих пор не изучена. Мы должны вспоминать с благодарностью тех, кто
научил нас сеять хлеб, растить детей, вести хозяйство. Кто передал свои
знания и умения, как ведется, по цепочке — от старших к младшим.
Достаньте с полок старые альбомы с фотографиями. Какие светлые лица у
наших бабушек и совсем юных мам! Говорят, эти фото помогают, излучая
что–то особенное. Ведь не зря на стенах знаменитых замков висят целые
галереи портретов. Да и стены наших деревенских домов еще не так давно
украшало множество семейных фотографий.
Помнят белорусы о
своих предках и в горе, и в радости. Только у нас существует обычай,
когда девушка–сирота перед свадьбой навещает своих родителей на погосте,
как бы приглашая их на торжество. И ответ материнский удивительный:
«Адпусцi мяне, Божа, на зямлю да майго дзiцяцi — ясным сонейкам у
вакенца, дробным дожджыкам на травiцу, легкай хмаркаю над сялом».
Могилы,
как правило, убирали загодя, а на Радоницу приходили на кладбище с
крашеными яйцами, хлебом, солью — с тем, что прежде всего нужно живым. В
некоторых регионах Беларуси яйцо прокатывали крест-накрест по
могильному холмику. Потом люди вели тихие беседы, вспоминали... Нам тоже
нельзя забывать золотое правило предков: «шанаваць памяць» достойно.