Проигрыш Гарри Каспарова компьютеру Deep Blue в 1997 году мог стать
результатом сбоя в программе. Об этом в своей книге The Signal and the
Noise пишет специалист по статистике и журналист The New York Times Нейт
Силвер. Выдержку из книги приводит The Washington Post.
Для своей книги Нейт Силвер взял интервью у Мюррея Кэмбелла, одного из
создателей Deep Blue. Кэмбелл рассказал, что в программе компьютера была
обнаружена ошибка. Программа была написана таким образом, что, если
время ожидания хода превышало определенное пороговое значение, машина
обращалась к случайному выбору. По словам Кэмбелла, подобное поведение
было замечено во время тестирования, но создатели компьютера были
уверены, что исправили ошибку.
По словам Кэмбелла, 44 ход первой партии и стал таким "случайным" ходом.
В свою очередь именно этот ход был воспринят Каспаровым (и позже
специалистами по шахматам, которые анализировали игру) как заявка на
тонкую стратегию. Более того, в интервью
Wired в 2001 году гроссмейстер Яссер Сейраван назвал именно этот ход
очень изящным, отрезающим возможность контратаки. По мнению Сейравана,
именно этот ход "сбил Каспарова с толку".
Как следствие Каспаров стал совершать ошибки, поскольку был уверен, что
Deep Blue был заточен для игры именно против него - в 1996 году он уже
побеждал более раннюю версию машины. Позже именно этот ход стал основой
для слухов о том, что в игру компьютера вмешивались люди. Эти слухи
усилились после того, как Гарри Каспаров потребовал предоставить ему
распечатку логов партии, а IBМ не сделала этого.
Помимо 1997 года Каспаров играл с Deep Junior в 2003 году. Серия из 6
матчей закончилась ничьей - у машины и у человека было по одному
выигрышу и четыре ничьи. Другим известным матчем была игра Владимира
Крамника против Deep Fritz в 2002 году, которая закончилась поражением
гроссмейстера. Полный список матчей людей и машин можно посмотреть тут.