С
нового года в Беларуси изменятся подходы к оценке активов предприятий, в
том числе предлагаемых к приватизации. Стоимость объектов должна стать
более справедливой и понятной потенциальным инвесторам. Плохая новость
для зарубежных покупателей — государство не собирается отказываться от
навязывания инвесторам социальных вопросов, главный из которых —
сохранение рабочих мест. Чтобы увольнять работников, зарубежным
покупателям придется решать проблему их трудоустройства.
В
ближайшие три года в Беларуси планируется акционировать более 500 и
приватизировать около 300 предприятий. Почти наверняка это не коснется
промышленных гигантов. Но при наличии хороших покупателей, по оценкам
зарубежных экспертов, продажа госактивов поможет решить проблему с
ухудшением состояния платежного баланса и стремительного роста внешнего
долга.
«Если в начале 2007 года внешняя задолженность
составляла 18,5% ВВП, то в июле 2010 года — 45% ВВП. Если продолжать
накапливать долги, то совсем скоро темпы роста внешней задолженности
невозможно будет остановить», — заявил на XIII Минском форуме глава Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Риккардо Джуччи. Лучший способ остановить этот процесс — приватизация, убежден эксперт.
Аналогичного мнения придерживается и глава финансовых институтов Commerzbank AG Пер Фишер: «Мы
знаем, что внешний долг Беларуси увеличивается. И только через
приватизацию в перспективе может быть улучшено финансовое положение».
По
оценкам аналитиков, наибольший интерес у инвесторов сегодня вызывают
предприятия в пищевой и фармакологической промышленности,
машиностроении, телекоммуникационной отрасли. Государство тоже
заинтересовано в привлечении инвестиций, но при этом само же нагородило
массу ограничений для потенциальных покупателей.
«Мы
заинтересованы в том, чтобы наши предприятия покупались, и на их месте
создавалась эффективные производства нового типа. Но в этом случае
возникают и определенные риски», — поделился опасениями замминистра экономики Андрей Тур.
По его словам, «инвестор
может купить предприятие, и потом оставить эту землю на веки вечные,
ничем не занимаясь. Может просто купить предприятие, чтобы оно не
работало, и тем самым создать условия для работы конкурентам в Украине,
Прибалтике, России. Эти действия очевидны с точки зрения конкурентной
борьбы».
Приватизация ради приватизации — это не сама цель, подчеркнул замминистра. Ключевой момент, по его мнению, в другом — «у нас нет природных ресурсов, но есть собственность, и мы хотим продать ее эффективно».
Под
«эффективно» не в последнюю очередь подразумевается «дорого». Ценник,
выставляемый за объекты госсобственности, не раз вызывал недоумение у
инвесторов. Спорными, с точки зрения аналитиков, являются и методы
оценки активов. Правда, уже с 1 января 2011 года в связи со вступлением в
силу нового закона по приватизации подходы к оценке госимущества
изменятся.
Как заявила директор Фонда госимущества Наталья Жерносек, «новый
подход позволит на этапе переоценки определить реальную справедливую
стоимость основных фондов. И при оценке предприятий будем учитывать
реальную стоимость основных фондов. Таким образом, стоимость объекта
будет понятна не только для продавца, но и для покупателя».
В
понятие «продать эффективно» правительство также закладывает
модернизацию производства с выпуском новой более конкурентоспособной
продукции и создание эффективных рабочих мест. В ближайшую пятилетку
производительность труда в расчете на одного занятого планируется
увеличить с 26 до 49-51 тысячи долларов.
Для инвесторов
повышение эффективности производства — это тоже логичное желание, иначе
какой смысл вкладывать деньги. Но инвесторам не нужны сотни работников,
чтобы этого добиться. Между тем государство ставит условие: не
сокращать.
«Возьмем барановичское ПХО «Блакiт». На
предприятии — 6,5 тысячи рабочих, 4,5 — женщины, среди них одинокие и с
детьми. Куда их деть?», — оправдывает политику государства Наталья Жерносек.
Хотя чиновник и сама соглашается, что это требование неоднозначное: «Да,
это недостаток нашей экономики, когда в сфере производства занято много
людей, а мы говорим об инновационном развитии, модернизации,
автоматизации, что предполагает сокращение рабочей силы. В этой связи
надо развивать малое и среднее предпринимательство, создавать больше
предприятий по оказанию услуг и создавать условия, чтобы туда люди пошли
работать».
При этом Жерносек убеждена, что проблема трудоустройства уволенного персонала не должна ложиться только на плечи государства: «Если инвесторы говорят: «Мы сокращаем персонал», то создайте условия для создания новых рабочих мест».
Эксперты
же считают такую позицию ошибочной. На их взгляд, именно государству, а
не инвесторам надо создавать альтернативные рабочие места путем
открытия новых производств, развития предпринимательства, чтобы потом
безболезненно проводить сокращение персонала. Но государство почему-то
не хочет этим заниматься.