Российская Киноакадемия восстановила здравый смысл
"Мы всегда жили в ощущении, что надо страдать,
преодолевать, бороться за всё и со всем. У нас до сих пор лицемерно
ругают деньги – при этом к ним жутко привержены. Даже возникло новое
расхожее выражение, я его постоянно слышу по телевизору: удачи вам! Мы
что, охотники, грибники, игроки, пираты? Почему мы должны жить в
ожидании удачи?" (Павел Лунгин) Фрагмент логотипа с официального сайта Киноакадемии
"Остров" Павла Лунгина стал абсолютным триумфатором
церемонии награждения главной кинематографической премией России. Шесть
"Золотых орлов" вручили создателям картины члены отечественной
Национальной академии кинематографических искусств и наук, в очередной
раз невольно подтвердив, что руководители российского кинематографа в
основном являются обычными чиновниками с типичным отсутствием
элементарного здравого смысла.
Нет, с картиной Лунгина все понятно. Это действительно один из самых
сильных фильмов прошедшего года, который не только прочно занял давно
пустующую нишу камерного драматического кино, но и продемонстрировал
неплохие финансовые результаты. Естественный в своем истовстве Мамонов,
трогательный Сухоруков, неожиданный Дюжев и с трудом узнаваемый сам
Лунгин, в один миг отказавшийся от постмодернизма в пользу притчи о
поисках Бога.
Безусловно, фактическое содержание и драматургия фильма может вызывать
известные нарекания. Да, не могло быть никакого действующего на крайнем
севере монастыря с чудотворными старцами в лучшие годы советской власти.
Да, сюжет страдает чрезмерной детективностью, и довольно банальная
развязка добавляет ненужного колорита в выдержанное в холодных тонах
повествование. Но дело здесь не в исторической адекватности и даже не
отдельных режиссерских решениях.
Лунгин представил нам совсем иной тип самоидентификации главных героев,
настолько далекий от встречающейся нам в привычной практичной
действительности, что это внезапно заставило многих из нас перестать
жевать поп-корн. Не всех, конечно, но многих. И "Остров" "пошел", да
так, что будучи показан уже после проката по одному из центральных
телеканалов, отстал по рейтингу лишь от новогоднего обращения президента
России.
Поэтому отечественная киноакадемия лишь зафиксировала несколько
очевидных фактов: лучшая главная мужская роль - Петр Мамонов, лучшая
мужская роль второго плана - Виктор Сухоруков, лучший сценарист -
Дмитрий Соболев, лучший оператор - Андрей Жегалов, (не доживший
несколько дней до церемонии), и лучший режиссер - Павел Лунгин. Ну, и
конечно, "Золотой орел" как лучшей картине 2006 года.
Странность в другом. Национальная киноакадемия России выбирает лучшим
фильмом года "Остров" - решение, как уже говорилось, предсказуемое
задолго до финального голосования. А ранее другая ответственная
структура - национальный оскаровский комитет, куда входят и некоторые
академики, отправляет бороться за Оскар фильм 2005 года - "9 роту",
которая благополучно проваливается еще на ранних стадиях отбора за
океаном. И это при том, что "Остров" входил в шорт-лист вероятных
участников оскаровской "гонки"
Понять логику отечественных руководителей киноиндустрии непросто,
вероятнее всего, даже сами они не смогут аргументировано объяснить этот
казус. Конечно, можно рассуждать о том, что две эти организации
настолько независимы друг от друга и от всевозможных "вертикалей", что
их мнение может настолько не совпадать, но, положа руку на сердце,
нетрудно оценить объективность такого аргумента. Однако в данном случае
это и не особенно интересно. Гораздо важнее то, что была восстановлена
справедливость, пусть и с потерей некоторых перспектив.
Надо сказать, что в целом выбор лауреатов "Золотых орлов" не вызывает
никаких нареканий. Совершенно заслуженно получила награду Анна Михалкова
за лучшую женскую роль в фильме "Связь", не менее убедительна победа
Инны Чуриковой, сыгравшей в телесериале "В круге первом", и Олега
Янковского, снявшегося в "Докторе Живаго", который в свою очередь был
признан лучшим сериалом. Кроме этого, были отмечены художник-постановщик
сериала Виктор Юшин и композитор Эдуард Артемьев. Чулпан Хаматова
удостоилась награды за лучшую женскую роль второго плана в фильме
"Многоточие".
Режиссер Екатерина Михайлова получила "Золотого орла" за лучший
анимационный фильм - "Капитанская дочка", который, к сожалению, прошел
по стране с куда меньшей помпой, чем очередное псевдоисторическое
творение "Князь Владимир". Ну, а лучшим зарубежным фильмом в российском
прокате признана картина испанского режиссера Педро Альмодовара
"Возвращение". Это, пожалуй, единственный выбор, с которым можно
поспорить.
Почетный "Золотой орел" с формулировкой "за выдающийся вклад в развитие
мирового кинематографа" был присужден режиссеру Роману Полански,
которого, как утверждают участники церемонии, Никита Михалков вынес на
сцену на руках.
Теперь киноакадемикам осталось сделать только нормальный сайт в интернете,
где хотя бы будет указана структура организации, претендующей на право
выдавать главную кинопремию страны, и где список победителей будет
доступен, не дай Бог, не в режиме "онлайн", а хотя бы на следующий день.
Ибо неумение или нежелание за четыре года своего существования
обеспечить достойную информационную поддержку своей деятельности не
свидетельствует в пользу статуса самой организации. В нашей стране и так
достаточно таинственных кинематографических структур, которые учреждают
свои премии, проводят помпезные награждения, выбирают "нужных"
претендентов на международные награды, но оказывают ускользающе малое
влияние на судьбу российского кинематографа в целом.