В республиканском ландшафтном заказнике «Выдрица», который находится севернее Светлогорска, Жлобинский лесхоз собирается строить дорогу, подобную той, которую провели на Ольманских болотах.
Лесовозные дороги снова угрожают бездумно уничтожить уникальную природную территорию.
Выдрица – уникальная территория. Здесь низинный заболоченный лиственный лес плавно переходит в красивейшие черноольшаники. На возвышенностях — обилие огромнейших кленов, дубов и лип. Это сохранившийся фрагмент мало нарушенного лесоболотного комплекса в пойме реки Березина.
Биотоп заболоченного смешанного леса
Места вокруг уже достаточно сильно трансформированы, да и самому заказнику досталось – его уже порезали дорогами. Но в северной части сохранился достаточно крупный цельный фрагмент.
Именно здесь живут большие подорлики, которым угрожает глобальное исчезновение. И именно там хотят построить дорогу.
Сейчас большие подорлики из Беларуси зимуют на Балканском полуострове и в Африке и не догадываются, что лесники со строителями на Родине в Беларуси готовят им сюрприз. Их дом здесь может быть уничтожен. Группировка большого подорлика насчитывает в Беларуси всего 120-150 пар как раз в связи с ограниченным количеством заболоченных мест, пригодных для гнездования этого чувствительного к беспокойству вида.
Выдрица является не только республиканским заказником и одним из ядер экологической сети Республики Беларусь национального уровня. Она имеет и международные природоохранные статусы. Это Рамсарская территория и Территория, важная для птиц, имеющая международное значение.
Северный участок Выдрицы, через который планируют провести дорогу, сохранил свою первозданную дикую структуру, как видно на спутниковом снимке.
Еще в июле 2018 года признаков строительства дороги на Выдрице не было.
28 октября 2018 года волонтёры АПБ Андрей Шевчик и Александр Зятиков побывали на месте предполагаемого строительства дороги. Они обнаружил, что на всем протяжении планируемой дороги уже произведена разметка для начала строительства.
Метки
Андрей Шевчик, волонтёр АПБ: «Судя по предполагаемому месту размещения планируемой дороги, она пройдет вплотную к месту гнездования северной пары больших подорликов, что не оставит птицам никаких шансов остаться в этом районе. Без всяких сомнений можно сказать, что ее строительство нужно исключительно для проведения рубок спелых и переспелых лиственных лесов заказника. Это не сможет не повлиять на существующую там экосистему. Исчезнет очень много дуплистых деревьев, помимо основной дороги появится сеть технологических проездов для лесозаготовительной техники, о какой-либо тишине в радиусе нескольких километров можно будет забыть навсегда. Таким образом будет запущена цепная реакция, которая приведет к кардинальному изменению или, другими словами, уничтожению этого уникального места».
Ландшафт и гидрорежим будут нарушены, а это негативно повлияет на редкие и обычные виды фауны и флоры этих мест. Многие не смогут приспособиться к изменениям.
Главный лесничий Жлобинского лесхоза Павел Михайлович Тиколович поясняет, что дорогу хотят построить для доступа к лесу (по руслам ручьев много ольхи, на болотных островах – сосна), а также для охраны леса от пожаров – чтобы к местам локации пожаров могла проехать техника.
Однако, как отмечает председатель Лесной рабочей группы АПБ Андрей Абрамчук, большая часть территории участка, где собираются строить дорогу, относится к 4-5 классам пожароопасности, то есть там такие леса, которые практически не горят. С другой стороны, чем доступнее для людей делаются дикие места, тем более вероятны там пожары. По данным Минлесхоза, в 9 из 10 случаев виновником возгорания является человек.
Проект обойдется в немалую сумму, ведь сыпать дорогу придётся по болоту, которое поглощает огромное количество песка. Затраты едва ли окупятся той древесиной, которая будет здесь добываться.
В итоге дорога будет не только бесполезна, но и опасна.
Необходимый этап при подготовке проектов на природоохранных территориях – проведение оценки о воздействии на окружающую среду (ОВОС). Отчет об ОВОС по дороге в заказнике «Выдрица» был подготовлен, но Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды его не утвердил. Теперь отчет дорабатывается.
Местные жители знают о том, что по болоту планируют провести дорогу, но говорят, что им самим она не нужна. Они посещают лес только до границы с заболоченными участками, так как далее начинаются труднопроходимые места без грибных и ягодных угодий.
Местные жители следят за информацией о дороге, но считают, что все уже давно решено за них.
Александр Винчевский, директор АПБ
Современная деревообрабатывающая промышленность уже не нуждается в крупных стволах, как раньше. Из тонких стволиков склеиваются сейчас панели любой величины. Для биоразнообразия, для сохранения орлов возраст леса имеет безусловное значение. АПБ сейчас старается наладить взаимодействие с Министерством лесного хозяйства по обсуждению планов строительства лесохозяйственных дорог, чтобы предотвращать такие ситуации заранее, когда еще нет проектов и на них не затрачены народные деньги.
Есть надежда, что Выдрица останется нетронутой.
Семён Левый, специалист АПБ по природоохранным вопросам
Участки леса, которые планируют вырубить, являются местом гнездования не только большого подорлика, но и десятков пар других «краснокнижных» видов птиц. Для воробьиного сыча, мухоловки-белошейки и белоспинного дятла подготовлены паспорта мест обитания и проекты охранных обязательств и переданы в Жлобинскую районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Если документы примут, лесхоз обязан будет охранять эти уникальные места, а не уничтожать.