Психологи пришли к выводу, что детские воспоминания, относящиеся к возрасту до двух – трех лет, конструируются искусственно на основе более позднего опыта.
Британские психологи опросили 6641 человека и выяснили: 38,6 % опрошенных считают, что их первое детское воспоминание относится к возрасту до двух лет. Сопоставление данных об этих образах показало, что такие воспоминания формируются искусственно на основе более позднего эмоционального опыта и информации, полученных от близких. Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.
Согласно современным исследованиям, самые ранние воспоминания большинства людей относятся к возрасту от трех до трех с половиной лет. Неспособность восстановить в памяти более ранние события называют детской амнезией.
В новом исследовании приняли участие британцы в возрасте от 11 до 90 лет. Их попросили кратко описать свое первое воспоминание, не основанное на известных им семейных историях или фотографиях, и указать, в каком возрасте оно сформировалось. Затем добровольцы ответили на вопросы о том, какие эмоции вызвало у них это событие, насколько ярким было воспоминание, и насколько часто они обсуждали его с другими людьми.
2487 опрошенных отнесли свои первые воспоминания к возрасту младше двух лет, из них 893 — к возрасту до года. Чаще всего о таких ранних воспоминаниях говорили волонтеры среднего или пожилого возраста, у подростков и молодежи они встречались реже. Эти образы делились на три типа: прогулки в коляске, совместные занятия семьи (например, семейные поездки) и первые переживания негативных эмоций, например, грусти.
Психологи проанализировали детали описаний и ответы на дополнительные вопросы и пришли к выводу: большинство аномально ранних воспоминаний сконструированы искусственно, причем сами опрошенные не осознавали этого. По мнению ученых, в таких образах комбинируются эмоциональный опыт более старшего возраста (например, переживания страха или грусти) и информация, которые упоминали близкие: скажем, у матери была большая зеленая коляска. Постепенно человек может неосознанно дополнять такие конструкции новыми деталями. Обсуждая эти образы с другими людьми, человек закрепляет их в качестве воспоминания, которое кажется реальным.