Сопротивление,
модуляция, амплитуда... Подобные термины на гуманитариев, в том числе и
меня, всегда нагоняли тоску. Как, впрочем, и сама физика. Предмет
казался неинтересным, педагоги — занудами. Пока я не познакомилась с
заслуженным учителем Беларуси Валерием Барашковым. О любимой физике,
своих учениках Валерий Васильевич — преподаватель Могилевского
областного лицея № 1 — рассказывал несколько часов. И все это время я не
ерзала на стуле в ожидании конца «урока». Потому что впервые в жизни
осознала: и физика, и физик бывают интересными.
...К дешевой
шариковой ручке привязан провод, перемотанный изолентой. Незамысловатая
конструкция, к которой я поначалу не проявила интереса, оказалась
карманным ксероксом. Его Барашков смастерил лет 35 назад.
— Я
тогда в деревенской школе преподавал, — вспоминает педагог. — Такую
чудо–технику, как ксерокс, у нас и не видели. Пришлось самому делать. На
этом ксероксе размножал потом задачки для школьников. Так увлекся, что
лет на 10 вперед образцов «нашлепал».
В Осиновскую среднюю
школу Чаусского района Барашков приехал, окончив Могилевский
пединститут, отслужив в армии, два года отработав в Могилевском
отделении Института физики Академии наук БССР. В сельской школе он
задержался на 17 лет.
— Говорят, успехи по физике процентов на
50 связаны с успехами по математике. Моя жена — прекрасный математик,
вот и старались с ней на пару, — рассказывает Валерий Васильевич.
Их
ученики побеждали в областных, республиканских олимпиадах по физике. На
Всесоюзную олимпиаду в Москву от Беларуси в ту пору всего 5 школьников
отправляли. Из них 2 — 3 — «барашковых». Теперь на олимпиады —
областные, республиканские, международные — ездят учащиеся областного
лицея № 1, где работают супруги.
—
Когда лицей образовался, нас сюда переманили, — вспоминает Барашков. — И
у меня открылось второе дыхание. Как бы сельскую школу ни подтягивали
до уровня городской, возможностей у городских все равно больше. А у
минчан больше, чем у могилевчан. В столице лицеисты могут дополнительно
заниматься с преподавателями вузов. В провинции такого
наставника–доцента найти непросто.
Зато педагоги Барашковы с
детьми дополнительно занимаются с удовольствием. «Муж в лицее с восьми
утра до восьми вечера, — не скрывает Лидия Ивановна. — И у меня примерно
такой же график. Наши сыновья к нему с детства привыкли».
Привыкли
Михаил и Андрей с детства и к точным наукам. Оба стали физиками, живут и
работают в Москве. В Московском физико–техническом институте, куда
поступить очень непросто, учатся сегодня многие выпускники Барашкова.
Мишу Гущина туда и вовсе приняли без экзаменов.
— Он в лицей
приехал из Кличевского района. Деревенский паренек, не слишком хорошо
знавший физику, но очень старательный, — вспоминает Барашков. — Стали
заниматься дополнительно, и вскоре Миша отличился на областной
олимпиаде. Попросил жюри... снизить ему оценку на 7 баллов: мол, вы мне
ее дважды за одно правильное действие поставили.
Принципиальный
Гущин на этой олимпиаде победил. Затем было 1–е место на
республиканской, 3–е — на международной. Из Мексики в подарок любимому
педагогу он привез сомбреро и маракасы. И теперь, бывая в Могилеве,
всегда его навещает. Не забывают своего учителя и вчерашние лицеистки,
ныне студентки московского «физтеха» Оля Чернуха и Лариса Исаченко. А
недавно побывали у него самые первые выпускники, окончившие лицей 19 лет
назад. Привезли любимому педагогу подарок — спортивный велосипед. А еще
в мастерской Барашкова, где так любят задерживаться после уроков юные
физики, есть симпатичная коллекция... барашков. На одной из плюшевых
игрушек, подаренных выпускницей Аней Сахаровой, надпись: «На редкость
добрый». Если настроение у Барашкова не очень, табличку он поворачивает
другой стороной: «Очень зол».
Злым Валерия Васильевича,
впрочем, никто никогда не видел. По словам учеников, он не только
педагог, но и человек замечательный. Вот что написала на одном из
могилевских сайтов его бывшая ученица: «Я со страхом ходила на занятия к
школьной даме–физику, но с радостью бежала на курсы по физике в лицей к
Валерию Барашкову. Пока он играл нам на гитаре, поил чаем и «бил
током», мы незаметно для себя полюбили и усвоили физику».
Пробудить
у детей интерес к физике Барашкову удается сразу. Он не из тех, кто
нудно объясняет тему у доски. «Явление фотоэффекта — это «выбивание»
светом электронов из металлов, — рассказывает он ученикам. —
Представьте, что металл — это наш класс, парты — атомы, а вы все —
свободные электроны. Если в класс заходит крепкий учитель физкультуры,
он запросто сможет вытащить за дверь каждого из вас. А вот хрупкой
учительнице математики дотянуть до двери ученика сил не хватит. Значит,
фотоэффект не состоится».
Даже мне интересно и понятно. Впрочем, физику лицеисты изучают не только в теории, но и на практике.
—
Этот пульт управления Володя Шведов сделал, — демонстрирует Барашков. —
Этот бесконтактный спиртометр мы с ребятами лет 10 назад смастерили.
Ставишь в ящичек закупоренную бутылку — и прибор определяет, сколько
спиртного в ее содержимом. Сейчас хотим прибор переоборудовать и
проверять с его помощью качество бензина и солярки.
Подобных
изобретений у Барашкова и его учеников немало. Более 200 ребят стали
победителями областных, республиканских, международных олимпиад.
—
Они замечательные, многие уже окончили вузы, стали учеными, — гордится
Валерий Васильевич. — А ведь физика — наука непростая. И к международной
олимпиаде готовить детей становится все сложнее. За последние 10 лет
«олимпиадное движение», его уровень значительно выросли. Сегодня мы
начинаем с таких сложных задач, которыми раньше заканчивали. Двух лет
обучения в лицее порой оказывается маловато для серьезной подготовки. К
тому же сельские ребята приезжают к нам слабенькие. Конечно, не всем
дано стать выдающимися учеными, физиками, математиками. Но если есть
желание и способности, у детей должны быть и возможности развиваться,
проявить себя.
Эту возможность и дают детям такие наставники,
как Валерий Барашков. И хорошо бы, чтобы подобные талантливые педагоги
чаще появлялись, а главное — закреплялись в наших лицеях и школах.