Теперь ее называют Надежда Антоновна, а тогда ее звали Надя. Жила Надя на хуторе, в школу ходила в местечко Вертелишки...
Вы
много знаете мужчин — школьных учителей языка и литературы? Я таких,
если честно, и не встречал. Математики, физики, физруки попадались, а
вот учителя литературы не припоминаю. В популярном фильме «Доживем до
понедельника» учителя истории играл актер Вячеслав Тихонов. Помните? Мне
там больше всего нравится, как Тихонов песню поет и тихонько на
фортепьяно себе подыгрывает. А под песню, как в клипе, фотографии
проплывают. Самое интересное, что военная фотография только одна и была,
а впечатление, что — все. Песня «Иволга» сильная, кстати, это
стихотворение Николая Заболоцкого. Хорошо у Тихонова та сцена
получилась. Трогательно. Образ учителя немного приторный, слишком
правильный, но песня все спасает...
Раньше учителя уважали и
боялись. Слово «боялись» я написал не зря, по себе знаю. А если еще
учитель — мужчина, то уважение к нему увеличивалось в разы. Правда, и
учителя, надо сказать, «марку держали».
А вот история из
жизни. Главными действующими лицами будут: девочка Надя и школьный
учитель белорусского языка и литературы. Дело было году в пятидесятом
прошлого века, но тема «учитель и ученик» — вечная.
Так вот,
задал учитель своим ученикам выучить знаменитое стихотворение Янки
Купалы «Хлопчык i лётчык». Хороший стих, складный и учится легко. Я его
со школы помню, ночью разбуди — расскажу первые два катрена. А Надя этот
стих выучить забыла. Бывает. Все стихи всегда учила и хорошо
рассказывала, а тут не успела. Наверняка была причина. А может, весна,
первые ручьи, солнце...
Спохватилась только в школе, уже сидя
за партой, когда учитель в класс вошел. Судьба не на ее стороне в тот
день была. Глянул на Надю учитель и к доске вызвал. Надя вышла, а стих
не знает. Краской залилась, потом побледнела. Учителя своего она сильно
уважала. Тот не стал ругаться и «двойку» не поставил, но попросил к
следующему уроку исправиться, домашнее задание выполнить.
Надя
вернулась домой на хутор. Отцу сказала, что все у нее хорошо. Он
похвалил и занялся своим делом. Для всей округи обувь чинил —
сапожничал. Сидит отец, молотком стучит, шилом дырки прокалывает, нитку
вощит, сапоги починяет. Дочка ужинает рядом с печкой, на отца
поглядывает. Хорошо ей дома. У печки тепло, приятно...
Глянула
девятилетняя Надя в окошко и в лице переменилась. По грязной дороге
идет торопливо к дому школьный учитель с портфелем рыжим в руке, от
ветра лицо рукой прикрывает. Сердце у Нади забилось испуганно, в пятки
упало, а потом в горле застряло. Быстренько Надя со стула соскочила и
через кухню во двор. Только и успела кофту на плечи накинуть. Выскочила и
стоит под дверью. А сердце бьется, бьется...
Учитель в дом
вошел через парадную дверь и свою ученицу не видел. Почти час простояла
на ветру Надя. Замерзла так, что губы стали сизыми, а зубы застучали. В
дом вошла, когда услышала, как отец с учителем простился, когда дверь
хлопнула.
Бросилась Надя к отцу и во всех своих «прегрешениях»
призналась. Уверена была, что учитель приходил, чтобы на нее,
неразумную, пожаловаться. Отец дочку плачущую, окоченевшую и
перепуганную укутал в одеяло, к печке посадил. Сам за нее испугался.
Ясное
дело, что не на ученицу жаловаться приходил на далекий хутор школьный
учитель белорусской литературы, а прохудившиеся башмаки приносил
ремонтировать. Ведь весна, а он мужчина молодой, неженатый.
Стих Янки Купалы Надежда Антоновна и сегодня рассказать может.
P.S.
Не уверен, что современный школьник так учителя своего уважает, что
из-за невыученного стихотворения будет на балконе прятаться или во дворе
на ветру стоять.