Одна
из самых проблемных сфер — жилищно–коммунальное хозяйство. Мониторинг
работы местных органов власти с обращениями граждан только подтвердил
известный факт. А еще показал, что проблемы в жилкомхозе весьма
неоднородны. Первое место ныне удерживают отчаянные просьбы о срочном
ремонте стареющих домов. Гомельской области, например, нужно... 60 лет,
чтобы привести в порядок многоэтажки, которые этого законно требуют.
—
Сегодня расписали 50 обращений, — увесистую пачку показывают в
управлении жилищно–коммунального хозяйства Гомельского облисполкома. —
Из них более 30 содержат просьбы о ремонте кровель, коммуникаций,
утеплении домов. И год от года таких жалоб становится все больше.
Сама
тому свидетель. Побывав на приемах межведомственной рабочей группы по
мониторингу работы местных органов власти, наблюдала разные картины
одного и того же сюжета. В Мозыре, например, на прием пришли жильцы
двухэтажного бревенчатого дома, которому перевалило за... сотню лет.
Все это время он продержался без капитального ремонта. «Будут его
делать или готовиться к отселению?» — с этим вопросом последние
несколько лет люди неизменно обращались в районные органы власти...
Тот
же вопрос звучал в Калинковичах. Местное предприятие законсервировало
первый этаж ведомственного дома. На втором осталось лишь несколько
семей. Какова дальнейшая судьба постройки, жители в общем–то
догадывались сами: потолок валится, печи изрезаны трещинами в палец
толщиной... Не догадывались только о том, каким будет для них решение
жилищной проблемы. А предприятие вариантов не предлагало. Подобных
примеров — десятки...
До распада Советского Союза капитальный
ремонт домов, отстоявших 25 лет, делался регулярно. В Гомельской
области, например, за год обновляли свыше 90 тысяч квадратных метров
жилой площади. Это в среднем 40 — 50 домов. Однако в начале 90–х эта
тема отошла на задний план. К ней не возвращались несколько лет. В
итоге образовался провал: очередь многоэтажек, требующих срочного
ремонта, сильно выросла. Только к 2005 году вышли на прежние объемы, а
после год от года стали прибавлять к этой планке по 10 процентов. Но
разрядить обстановку и снять остроту проблемы, о чем сигнализирует
«жалобная» статистика, пока не удается.
— Большая очередь? — ищу ответ на болезненный вопрос.
—
Сейчас в области насчитывается более 4,2 тысячи домов, которые свыше
четверти века эксплуатируются без капитального ремонта, — уточняет
картину Дмитрий Ксензов, заместитель начальника областного управления
ЖКХ. — На этот год запланированы капремонт и тепловая модернизация в
среднем 60 многоэтажек, или 123,4 тысячи квадратных метров жилой
площади. Вот и сравнивайте...
На выполнение этой задачи
область потратит около 90 миллиардов рублей. В этом денежном «пироге»
более половины занимает сумма годового сбора отчислений населения,
вторая доля — бюджетная. Сколько и где чинить, определяется в
зависимости от объема имеющегося жилфонда. Ясно, что в областном центре
домов–«счастливчиков» будет больше. А в малых городах вроде
Буда–Кошелево или Ветки — один–два. Тактика, которой в этом плане
придерживается областное управление ЖКХ, — делать все основательно: с
заказом проекта, ремонтом кровли, заменой коммуникаций, оконных блоков,
благоустройством двора и игровой площадки. В общем, так, чтобы на
протяжении десятилетий к этому дому не возвращаться и жалоб оттуда не
получать...
Однако при нынешних темпах, подсчитали
специалисты, области потребуется не менее 60 лет только для того, чтобы
привести в порядок уже накопившийся жилфонд с признаками разрушения. И
это без учета того, что «первоочередников» поджимают все новые и новые
«старички»... Дабы вовсе не завязнуть в «недоремонте», в год на
Гомельщине нужно реанимировать 600 тысяч квадратных метров жилфонда и
тратить свыше 500 миллиардов рублей. То есть прирасти в разы!
—
Для начала делать хотя бы в два раза больше, чем сегодня, чтобы
постепенно к 2015 году выйти на нужные объемы, — Ксензов смягчает
масштабы. — И тогда реально снять остроту вопроса.
Где взять
деньги? Есть два ответа — оба не регионального уровня. Первый —
поднимать тарифы на «коммуналку». Но пока об этом речи не идет. Второй
— увеличивать долю бюджетных ассигнований. И здесь в случае
положительного решения напрашивается разработка государственной
программы по капитальному ремонту жилья. Как показывает практика,
централизованный патронат обычно гарантирует нужный результат...
Впрочем, возможного третьего варианта тоже никто не исключал.