Группа ученых из Германии, Франции и Великобритании предложила
простой способ анимации языка для антропоморфных 3D-моделей. В
перспективе, по утверждению авторов, метод поможет создавать более
реалистичные «говорящие» модели. Работа была доложена на конференции
AVSP, а подробное изложение результатов приводится в препринте на сайте arXiv.org.
В рамках работы ученые использовали данные электромагнитной
артикулографии (EMA) — техники записи движения языка во время речи.
Сначала к языку крепится некоторое количество маркеров, движение которых
отслеживается в трехмерном пространстве. Несмотря на то, что метод
практически идентичен существующим технологиям захвата движения, а сам
метод активно используется учеными при изучении вопросов звукоизвлечения
у людей, данные EMA невозможно (или очень трудно) было использовать в
3D моделировании.
Теперь ученым удалось преодолеть это препятствие. В рамках работы они
предложили простую схему использование данных EMA для трехмерной
анимации в стандарте BVH (Biovision Hierarchy). В этом формате
описывается условный «скелет» анимируемого объекта, представляемый как
иерархия костей и суставов-сочленений, а также движение этого скелета.
Изначально формат был создан специально для анимации фигур людей,
однако, позже приобрел популярность и стал одним из стандартов индустрии
3D анимации.
Авторы работы подчеркивают, что помимо артикулографии им
потребовались данные МРТ о челюстях для создания анимации. Кроме того
они говорят, что полученная их методом анимация далека от анатомически
достоверной, поскольку главной целью работы была скорость и простота
применения метода.
В будущем ученые планируют откалибровать метод на основе данных
видеосъемок движения языка для достижения большей анатомической
реалистичности.