Фильм "300 спартанцев" открыл тайну вымирания настоящих мужчин
Джерард Батлер в фильме "300 спартанцев"
Фильм Зака Снайдера "300 спартанцев" был одним из самых
ожидаемых проектов 2007 года. Красивая история о героизме, в основе
которой реальные события древнегреческой истории, несколько
приукрашенные и смягченные пластами времени, видеоряд, поражавший своей
эстетикой еще на стадии трейлеров, все это кричало о том, что фильм
будет не просто блокбастером, а совершенно новым явлением в
кинематографе. В итоге после его просмотра возникло странное ощущение,
что режиссер сделал все возможное, чтобы фильм превратился в банальную,
но пафосную поделку.
Стоит сразу оговориться, что попытки иных историков или тех, кто себя
таковыми считает, искать в фильме несоответствия заставляют всерьез
задумываться о вменяемости этих граждан. Да, действительно, многие
эпизоды фильма с точки зрения историографии могут выглядеть смешными.
Спартанцы и в самом деле тренировали своих молодых воинов отнюдь не на
волках, а на захваченных в плен и обращенных в рабство противниках. Да,
презрительное отношение к афинянам, которых сам Леонид в фильме называет
"любителями мальчиков" выглядит несколько странным, так как именно
спартанцы слыли в Элладе главными сторонниками крепкой мужской любви,
что неудивительно, так как большую часть жизни им приходилось проводить
исключительно в мужском коллективе, и подобные пристрастия не считались
чем-то ненормальным.
Да, все неспартанцы в фильме выглядят людьми второго сорта, а враги царя
Леонида как внутренние, так и внешние - невероятными чудовищами,
мутировавшими до полной потери образа Божьего. Действительно, размер
армии Ксеркса сильно преувеличен, а представители африканской фауны, с
которыми пришлось сражаться спартанцам, своим видом напоминают об
известном телевизионном сериале "Прогулки с динозаврами".
Все это так, но данные претензии ни в коей мере не должны быть
адресованы Снайдеру, который опирался вовсе не на исторические труды
Геродота, а на обычный комикс автора "Города грехов" Фрэнка Миллера,
который нынче модно именовать графической новеллой. Именно поэтому
попытка анализировать фильм "300 спартанцев" с исторической точки зрения
справедлива в той же мере, в какой и стремление доказать научную
несостоятельность фильмов о "Бэтмане".
Надо отдать должное Снайдеру, точность, с которой он воспроизводит на
экране визуальные детали творения Миллера, просто поразительна. И речь
идет не только о раскадровке, но и облике главных героев,
обмундировании, украшениях и даже наконечниках стрел. Ниже приведена
пара оригинальных рисунков Миллера и кадров из фильма для наглядного
сравнения.
Однако, что касается смыслового наполнения комикса и диалогов
персонажей, Снайдер по непонятным причинам подверг их серьезной
коррекции. В произведении Миллера нет и десятой доли того
свободолюбивого пафоса, которым режиссер наполнил его экранную версию.
Царь Леонид Миллера говорит о законах Спарты, не позволяющих ее воинам
отступать или сдаваться, о долге и чести, а царь Леонид Снайдера
сотрясает Фермопильский проход речами о борьбе с тиранией и битве за
свободу, для защиты которой он и его войны готовы не пожалеть живота
своего.
Абсурдность таких речей, звучащих из уст одного из главных
рабовладельцев древнегреческого мира, поддерживающего к тому же практику
убийства младенцев, не соответствующих принятым в Спарте стандартам,
нисколько не смущает Снайдера. Упорство, с которым режиссер вкладывает в
уста своих героев призывы к защите свободы, отсутствующие в
оригинальном комиксе, поистине удивительно.
Ну о чем могут говорить перед бурной постельной сценой царь со своей
царицей? Конечно, о свободе. Неудовлетворенный пророчеством оракула
Леонид вопрошает у обнаженной супруги, что же ему, как царю, теперь
делать? И боевая подруга, пылая очами почище Фаросского маяка, советует
ему поступить так, как поступают все свободные люди. И так далее.
Вообще развитие темы боевой подруги - это, пожалуй, самый главный
режиссерский вклад в этот проект. У Миллера ее присутствие
ограничивается лишь парой сцен, у Снайдера царица является вторым по
значимости действующим лицом после Леонида, при этом ее поступки не
укладываются даже во всем известные рамки женской логики.
Именно супруга хамит посланнику Ксеркса, а затем дает добро на его
бессмысленное убийство, именно она, чтобы добиться высылки подкреплений,
сначала отдается предателю, контролирующему совет Спарты, а затем
убивает его, причем, не за предательство, а за то, что тот рассказывает
об их связи. Всего этого великолепия в новелле Миллера нет и в помине.
Зачем Снайдеру понадобилось столь сильно утрировать "женскую" линию в
фильме, остается загадкой. Вполне возможно, ему просто захотелось
немного разбавить сухость комикса мелодрамой в стиле "Гладиатора", но
получилось настолько топорно, что даже природные данные актрисы Лены
Хэди не в состоянии это компенсировать.
К слову, "Гладиатор" "проглядывает" в фильме до неприличия явно.
Колышущиеся поля пшеницы, женщина в поле, обнимающая своего ребенка, но
самое главное - это саундтрэк, местами являющийся почти точной копией
"гладиаторского". Внимательный зритель не сможет не заметить, что
заканчиваются "300 спартанцев" той же самой песней, что и фильм Ридли
Скотта.
Еще один творческий вклад Снайдера - это невообразимые монстры,
сражающиеся на стороне персов. Здесь режиссер явно использовал весь свой
опыт по созданию "зомби-фильмов". Если у Миллера персы - это грозная и
страшная в своей силе стихия, то у Снайдера это сплошные жертвы инцеста,
прошедшие усовершенствование в лаборатории доктора Франкенштейна.
Галерея кадров из фильма "300 спартанцев"
Но пожалуй главное разочарование вызывает тот элемент картины, который,
по идее, должен был стать новым эталоном в своем жанре - батальные
сцены.
Совершенно очевидно, что противостояние громадной армии Ксеркса и
нескольких сотен греков изображают около трех десятков статистов. Питеру
Джексону в свое время удалось создать видимость грандиозных сражений с
чуть большим количеством живых актеров, Снайдеру эта высота явно не
покорилась.
Сцены боя, показываемые крупным планом, хаотичны до уровня "Волкодава",
общие же планы напоминают выступление на сцене какого-нибудь китайского
балета: много акробатических трюков, красивых разворотов и артистических
ударов, которые наносятся с поразительной неспешностью. Нарезка
батальных сцен, представленная ранее в рекламных роликах, явно вобрала в
себя самые яркие эпизоды, что есть в фильме.
Все объясняется довольно просто. Постановкой боев занимался Чад
Стахелски, тот же самый эксперт, что готовил поединки для "Матрицы",
"Ангелов Чарли" и "Ван Хельсинга". Но если в этих случаях немыслимые
пируэты, все эти "эффекты пули" и прочие визуальные излишества
смотрелись очень естественно, то в в "300 спартанцах" они явно выходят
за грань разумного.
Стоит однако признать, что ни в одном фильме до этого зритель не видел
столь качественного членовредительства в виде отсечения конечностей,
голов, проникновения холодного оружия в человеческую плоть и фонтанов
крови. Но это уже стоит отнести к заслугам художников и создателей
спецэффектов.
А заслуги эти, несомненно, велики. Оформление видеоряда, хоть и не
являющееся оригинальным (в таком же стиле были сняты вышедшие ранее
"Город грехов" и "Небесный капитан и мир будущего"), выполнено
безупречно. Гибель персидского флота великолепна, гротескный волк, с
которым сражается юный Леонид - бесподобен, танец девушки-оракула -
завораживающ, да и уже упоминавшиеся выше персидские мутанты сделаны с
душой. Очевидно, что "300 спартанцев" - явный претендент на "Оскар" в
нескольких технических категориях на следующей церемонии.
Ну и последнее: сами спартанцы. Они именно такие, какими мы их себе и
представляем. Такого обилия накачанных мужских торсов, грозных взглядов,
коротких и внушительных диалогов голливудский кинематограф еще не знал.
В этом смысле "300 спартанцев" явно завоюют огромную симпатию женской
части зрителей и дадут очередной повод дамам выдохнуть с тяжелой
грустью: "Теперь таких мужчин нет".
В этой связи не может не радовать тот факт, что хороший актер Джерард
Батлер, демонстрировавший ранее свои бойцовские качества и вокальные
данные, наконец, попал в актерскую категорию "А". Уже хотя бы за это
явление нового "настоящего полковника" Голливуда Зак Снайдер заслуживает
большой благодарности. Остальные комплименты за один из главных
блокбастеров 2007 года адресованы не ему.