Последние три госпрограммы вооружений России не были выполнены из-за
неправильной оценки финансирования, высокого уровня инфляции, заниженных
прогнозных цен и опережающего роста стоимости готовой продукции
военного назначения. Об этом, как пишет газета «Коммерсантъ», заявил
заместитель министра обороны России по вооружениям Юрий Борисов. «Все
это делало госпрограмму неработоспособной уже на следующий год после ее
принятия», ─ отметил замминистра.
Наиболее остро все перечисленные недостатки госпрограмм вооружения
проявлялись и проявляются в кораблестроении. Кроме того, нормальной
реализации госпрограмм вооружения также мешает проведение по заказу
Министерства промышленности и торговли России большого количества
научно-исследовательских работ, не согласованных с Военно-морским
флотом. Это приводит к срыву сроков сдачи готовых кораблей флоту.
В частности, головной корабль проекта 677 «Лада» ─ «Санкт-Петербург» ─
поступил в опытную эксплуатацию только в 2010 году, хотя изначально его
планировалось сдать еще в 2007-м. Как рассказал газете источник в
Минобороны, из-за проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ отдельно от госпрограммы вооружений и общей
несогласованности в полном объеме не были проведены испытания
гидроакустического комплекса «Лира»; не завершились работы по
радиолокационной обзорной системе КРМ-66 и электродинамическим
сеператорам.
Похожие сложности проявились и при разработке корвета проекта 20380. В
частности, промышленность не завершила испытания зенитного ракетного
комплекса «Редут», радиоэлектронного «Монумент-А» и противолодочного
«Пакет». Из-за этого сроки сдачи первого корвета были сдвинуты с 2011-го
на 2012 года, второго ─ с 2011-го на 2013-й, а третьего ─ с 2012-го на
2014 год.
Для исправления сложившейся ситуации Министерство обороны России
намерено выработать новые правила взаимоотношений с оборонной
промышленностью, которые будут учтены в новой госпрограмме вооружений на
2016-2025 годы. В частности, основной упор планируется сделать на
качестве продукции. По словам Борисова, необходимо найти такой подход к
кораблестроительным предприятиям, чтобы им стало выгодно производить
меньше кораблей, но лучшего качества.
В конце мая 2013 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, заявил,
что гособоронзаказ в части судостроения и судоремонта на текущий год
может быть сорван. Причины, по которым гособоронзаказ может быть сорван,
Рогозин не уточнил, но отметил, что для избежания этого необходимо
прямое вмешательство правительства.
В 2011-2012 годах между Министерством обороны России и
оборонно-промышленным комплексом шли так называемые ценовые войны,
приводившие к недовыполнению части контрактов гособоронзаказа, особенно в
кораблестроении. В частности, военные требовали значительного снижения
стоимости оборонной продукции, а предприятия заявляли, что при снижении
цены производство становится нерентабельным.