Что ни город, то норов. Даже в транспорте. Помню, приезжая в Гомель,
я удивлялся, что на каждом маршруте «дежурили» кондукторы, когда в
Минске такого еще и в помине не было. Дождались. Cейчас почти в каждом
автобусе или трамвае встретишь человека в темно–синем жилете с рулонами
билетов. Подойдет такая тетя или дядя к пассажиру и — хоть стой хоть
падай, а кошелек придется вывернуть наизнанку. Даже если едешь всего
одну остановку. Поначалу некоторых это особенно возмущало...
Раньше
как получалось? Заскочишь в салон, чтобы быстро преодолеть пару
кварталов от банка до магазина, и вышмыгнешь незаметно. Прокатился с
ветерком — и никому ничего не должен. А теперь, будь добр, рассчитайся
по полной за транспортировку на четырех колесах...
Кондукторы
бывают разные: пенсионеры и студенты, грубоватые мужики, грузные тети и
ухоженные интеллектуальные дамы, любящие с каждым пассажиром
переброситься парой фраз не только о погоде, но порой и о полетах в
космос. У нас в районе за несколько лет сформировался свой
«кондукторский клан»: сотрудников «Минсктранса» узнаешь, и они тебя
признают — не требуют предъявлять проездной, только улыбаются.
Одна
милая молодая контролерша всем всегда говорит: «Здравствуйте! Спасибо!
Пожалуйста!» Перед такой не устоишь — расплатишься, а то и свою
остановку пропустишь заглядевшись–заслушавшись...
Если бы я
руководил кондукторской службой, то проводил бы спецотбор сотрудников:
они должны быть приветливы, хотя бы слегка привлекательны, чтобы
вызывать у пассажира не полный досады стон: «Опять приперлась по мою
душу!», а чуть ли не желание рассчитаться за проезд вне очереди.
Поначалу
напряженные отношения пассажиров и агентов «Минсктранса» теперь вошли в
спокойную колею. Лишь изредка случаются стычки, о коих и стыдно
говорить. Но все же стоит. Садится парень в автобус. На лобовом стекле
табличка черным по белому гласит, что в салоне работает кондуктор.
Однако вот он появляется перед «новичком», а тот и глазом не моргнет,
будто перед ним не человек во плоти, а мираж.
— Ваш билетик!
— законно требует сотрудница «Минсктранса», намотавшая за день вдоль
салона туда–назад приличные километры, но тем не менее уравновешенная и
вежливая.
— Нет денег! — тоном, не терпящим возражений, сообщает «заяц».
В
карман то ли к бедняку, то ли к хитрецу не полезешь, естественно.
Начинается философский диспут. Одна сторона разъясняет: у нее есть план
продажи билетов и обязанность контролировать оплату проезда. Ответчик
парирует: а у меня пустой кошелек и дома ждет жена, плачут дети. У
самого сумка продуктов. Ужин будет сытный. Наверное, последние гроши
отданы ради пира. А что есть семье кондукторши? Ведь не продаст «норму»
билетов — пойдет домой несолоно хлебавши. А будет выручка — будет
премия, и только так. Да что до того пассажиру?! Ему бы по старинке
«проскочить»...
Наблюдая эту картину, замечая не раз, как
контролер протискивается в час пик между тел и совершает этот нехитрый,
но неудобный и неблагодарный «рейс» по сотне раз за неделю, я
преклоняюсь перед трудом людей в синих жилетах. И говорю спасибо тем из
них, которые, сохраняя достоинство, подходят индивидуально к каждому
пассажиру. Здороваются, предлагают проездные, интересуются, как дела,
как жизнь. Не все такие, но без них уже не представляешь путешествия от
дома до работы.
Захожу в троллейбус, если есть свободное
место — сажусь и спокойно читаю газету. Знаю, что ко мне подойдет
кондуктор и предложит билет. Не нужно из задних дверей совершать
марафонский забег к кабине водителя, чтобы стоять в очереди за
талончиком, не приходится запасаться билетами впрок и можно не бояться,
что нагрянет бригада контролеров и выведет под белы ручки, если вдруг
оказался без проездного документа.
Кондуктор — гарантия
спокойствия пассажира. И его лучший друг — если найти к такому человеку
подход. На днях мне нужно было проехать одну остановку — пару сотен
метров, а кондуктор, глянув на меня, улыбнулась: «Ладно. Не доставайте
деньги. Я же понимаю»...