Британский антрополог Джамшид Теграни опубликовал эволюционное дерево сюжета о Красной шапочке. Подробности приводятся в статье для журнала PLoS One.
Ученый сфокусировал свои усилия на анализе сюжета Аарне-Томсона-Утера-333
или просто ATU-333 (так специалисты по фольклору обозначают сюжет,
лежащий в основе многих схожих сказок у разных народов мира). В общем
каталоге сюжетов истории о ребенке и волке в доме бабушки числятся под
номером 333. В своей работе Теграни рассмотрел и сказки, часто
классифицируемые как ATU-123: в русском фольклоре этот сюжет воплощен в
«Волке и семерых козлятах».
Сюжеты ATU-123 и ATU-333 различают обычно по числу жертв и по месту,
где они встречают волка, однако, Теграни отмечает проблематичность
применения такой классификации к африканским сказкам. Исследователь
указал, что в некоторых историях волк приходит непосредственно к девочке
домой. В таком случае встает вопрос о том, о каком же сюжете резонно
говорить: о «Красной шапочке» или все-таки о «Семерых козлятах»? По его
мнению, подобные противоречия можно разрешить при помощи
филогенетического анализа.
В основу филогенетического анализа легло сопоставление 72 разных
параметров у 58 вариантов сказки. Теграни сравнивал используемые детьми и
нападающим приемы, пол и количество детей, а также другие признаки,
которые допускали однозначное определение. Это позволило построить
эволюционное дерево, подобное эволюционной родословной живых организмов.
Теграни показал, что три больших кластера сюжетов не только
коррелируют с разделением мира на несколько регионов (Дальний Восток,
Африка и Европа), но и происходят от некоторого «общего предка». Какова
была та история, установить не представляется возможным, однако
использованная ученым методика позволяет определить то, какой сюжет
появился раньше, какой позже и показать превращение одного в другой.
Исследователь указывает, что из его анализа следует то, что версия
братьев Гримм происходит от версии Шарля Перро, и это согласуется с
данными фольклористов.
Основным результатом своей работы ученый считает не то, что три
кластера фольклорных историй можно свести вместе, а то, что
биологические методы можно применять в задачах, которые традиционно
считаются далекими от изучения живых организмов. Идею о том, что к
культурной эволюции можно применить тот же подход, что и к
биологической, популяризовал известный британский биолог Ричард Докинз:
он ввел термин «мем», являющийся функциональным аналогом гена. Докинз
предлагал рассматривать в качестве мемов любые повторяющиеся в культуре
паттерны и в рамках этой концепции история о Красной шапочке является
именно совокупностью мемов. Сам Теграни в своей работе также употребляет
термин «филомеметика».