Взятую из хроники НАСА фотографию Елены Серовой в СМИ сравнили с итальянскими мадоннами эпохи Возрождения. Поза и одежда участницы 42-й экспедиции на Международную космическую станцию, а также пропорции снимка случайным образом оказались похожи на классическую иконографию Рождества, сообщает сайт Gizmodo.
Фотокорреспондент НАСА Билл Ингаллс (Bill Ingalls) заснял Серову, когда ее сажали в салон мотовездехода в казахстанской степи, вскоре после приземления капсулы корабля «Союз ТМА-14М» 12 марта.
Фотографию посчитали идеальным образцом так называемого «случайного Ренессанса» — явления, когда документальные снимки неожиданным образом оказываются выстроенными по подобию классических полотен. Прежде всего, Серова и стоящие вокруг нее военнослужащие практически идеально вписываются в спираль Фибоначчи — графическое отображение ряда Фибоначчи, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Соотношение между этими числами примерно равно золотому сечению, в середине которого и оказались сложенные руки Серовой.
Спираль Фибоначчи на фотографии Елены Серовой Изображение: gizmodo.com
Во-вторых, сама космонавт, уставшая и укутанная в синее одеяло, очень напоминает традиционные изображения Богородицы. На картинах и фресках, посвященных Рождеству, нередко можно увидеть ее в платке, со сложенными руками, в окружении мужчин (волхвов и пастухов) — и так же утомленную (после родов). Кроме того, синий в западной традиции считается главным цветом Богородицы.
Наиболее ярким примером «случайного Ренессанса» можно назвать фотографию потасовки в украинском парламенте при обсуждении бюджета на 2014 год. На снимке также нашли спираль Фибоначчи и золотое сечение.
Елена Серова вернулась на Землю (после полугодовой экспедиции) вместе с Александром Самокутяевым и астронавтом NASA Барри Уилмором. Экипаж выполнил на орбите более 50 научных экспериментов. В операции по поиску и эвакуации космонавтов в казахстанской степи приняли участие около 300 военнослужащих. В настоящее время работу на МКС продолжают Терри Вертс (NASA), Антон Шкаплеров (Роскосмос) и Саманта Кристофоретти (ESA).