Белорусские студенты-моряки из БГСХА набирались впечатлений в портовых городах Германии.
Виктор Мурзов и Тимофей Гончаров, поощренные плаванием на паруснике
«Крузенштерн» за хорошую учебу в Белорусской государственной
сельскохозяйственной академии, прошли курс обучения и, получив
курсантские нашивки, посетили на судне портовые города Польши,
Германии, Бельгии, Швеции, Голландии. Теперь они — на экскурсии в
Германии, а «Крузенштерн» остался ждать в гавани Засница.
Эпопея
плавания через два моря (Балтийское и Северное) близится к концу.
Ребята уже в Германии, на обратном пути. Командование парусника взяло
на борт иностранных практикантов, а своих отправило прогуляться в
Бремерхафен и Штральзунд — небольшие портовые городки, каких очень
много в балтийской прибрежной полосе.
Бремерхафен вместе с Бременом входит в состав одноименной земли,
по-нашему — района. Что интересно, два города отделены друг от друга
территорией федеральной земли Нижняя Саксония. Население Бремерхафена —
117 тысяч человек. Здесь, по сказке «Бременские музыканты», сделали
первую гастроль герои братьев Гримм, тренируясь перед выступлением на
площади собрата городка — города Бремена. Белорусы увидели памятник
четырем животным, залезшим один другому на спину. Тут, в немецком
«захолустье», действует одна из лучших верфей страны: в 1939-м местные
умельцы спустили на воду построенный на верфи «Шихау» наш
грузопассажирский теплоход «Марс», в конце 1940-х годов — ставшее
знаменитым советское научно-исследовательское судно «Витязь» (ныне —
главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде).
Прогулявшихся по Бремерхафену моряков «Крузенштерна» поселили на 5
дней в Штральзунде, еще одном портовом городе на севере Германии. Он
находится в земле Мекленбург — Передняя Померания. Город расположен на
Балтийском море на берегу пролива Штрелазунд, за что получил название
«ворот острова Рюген», с которым его соединяет Рюгенский мост. Вместе с
исторической частью Висмара старый центр Штральзунда с 2002 года
включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Команда из россиян и двух белорусов обосновалась в блокшиве
(поставленном на прикол старом неисправном судне). Раскладушки, гамаки
— вот и все удобства. Каждый вечер местные волонтеры, смотрители этой
«гостиницы», готовят для ребят шашлык, рассказывая о местных
достопримечательностях. Гончаров с Мурзовым воспользовались «наводкой»
и посетили Океанографический музей («Meersmuseum») с 36 аквариумами, в
которых посмотрели на морскую флору и фауну, что собрана здесь со всего
мира, а также морской музей «Nautineum», где познакомились с глубинной
жизнью Северного и Балтийского морей. Этот аквариум открыт в июле 2008
года и за первый год своего существования принял более миллиона
посетителей.
Кстати, здесь, в Штральзунде, в 1903 году немецкий фрегаттен-капитан
фон Шнитке пролоббировал у кайзера Вильгельма II постройку первых
немецких подлодок, доказав на свой страх и риск необходимость такого
диковинного флота. Когда яхта «Везер» с императором Германской империи
на борту, стоя на ночном рейде, погрузилась в сон, экспериментальная
лодка, которую чины немецкого адмиралтейства и видеть не хотели,
вынырнула прямо у борта придворного судна. Фон Шнитке постучал кортиком
в иллюминатор повелителя. Откуда он узнал, в какой каюте будет спать
император, — непонятно. Недовольный, заспанный Вильгельм был удивлен
видом необычного судна, а главное — тем, как оно обошло охрану, и
пообещал моряку личную аудиенцию. Засунув оторопевшему императору в
иллюминатор букет и лайковые перчатки для его жены Августы, галантный
офицер погрузился и уплыл с командой на базу. Утром он был уже
разжалован начальством за дерзость, а после вечерней встречи с
императором — повышен до корветтен-капитана. Проект заведения в
Германии подводного флота был одобрен. Недовольна осталась лишь
императрица: фон Шнитке впопыхах засунул в подарочный конверт две левые
перчатки!
Пожив в Штральзунде, белорусы присоединились к «Крузенштерну». Сегодня они плывут в Калининград.