С начала года поисковик «Яндекс» отклонил 73 процента обращений пользователей, требовавших удалить информацию по закону о «праве на забвение». Статистику по заявлениям компания опубликовала в корпоративном блоге.
За три месяца действия закона поисковик получил более 3,6 тысячи обращений от 1348 человек. В 51 проценте случаев заявители просили удалить достоверную, но неактуальную информацию, отмечают в компании.
Изображение: Корпоративный блог «Яндекса»
Высокая доля отказов связана с тем, что «Яндекс» не может проверить, достоверна ли информация, которую просят удалить как недостоверную, нарушает ли ее распространение чьи-то права или какие-либо законы. Это, к примеру, касается врачей, которые требуют удалить ссылки на ресурсы с негативными отзывами о них.
«Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен», — пояснили в компании.
«Яндекс» также отмечает, что, несмотря на то, что граждане могут обращаться в компанию в любой форме, они все же предпочитают присылать письма с сотнями адресов веб-страниц в бумажном виде. Сотрудникам компании приходится перебивать ссылки в электронный вид вручную, на что уходит много времени. Обработка сообщений затрудняется еще и тем, что по закону поисковик обязан отвечать в той же форме, в какой поступило заявление.
Компания предложила доработать закон о «праве на забвение»: исключить возможность требовать удаления ссылок без решения компетентных органов, добавить критерий общественной значимости и дать поисковикам самостоятельно определять форму подачи обращений.
«Право на забвение» в интернете действует с 1 января 2016 года. Закон обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе.