Угадайте,
что может означать словосочетание «Веселая карусель»? Детский мультик?
Аттракцион? Какую–нибудь развивающую игрушку? А вот и нет: это название
плодово–ягодного вина, популярного у любителей незатейливых спиртных
напитков. Ну а как вам торт «Кучерявый пинчер»? О чем думали
производители, когда сочиняли десерту имя? Экстравагантных, а иногда
просто до слез смешных надписей на этикетках уйма. Интересно, как они
рождаются? Спонтанно или же в результате длительного мыслительного
процесса? К слову, среди покупателей уже появились «охотники» за такой
продукцией. Тем временем производители не дремлют и выдают на–гора все
новые перлы. Корреспонденту «СБ» удалось собрать некоторые из них.
Больше
остальных радуют производители колбасных изделий и мясной продукции.
Здесь тебе и рулет «Медвежье ухо», и рубленая ветчина «Винни–Пух». Так и
хочется спросить: «Ветчинка что, из медвежатины?» На прилавках
гомельских магазинов можно увидеть колбасу «Озорной малыш». На вкус
очень даже ничего. Пробовали, знаем. Как и сардельки «К чаю». Особо
активно покупают в магазинах семечки и сухарики «Рень». На вопрос: «Что
за «Рень» такая?» — ответить могут все от мала до велика: хрустящие
хлебцы — продукт популярный. Может, благодаря своим вкусовым качествам. А
может, таковым его сделали креативные маркетологи, придумавшие звучное
имя? Хотя не каждому оно понравится. Ведь если взрослым понятно, что за
продвижение своей продукции в условиях жесткой конкуренции борются,
используя любые способы, то дети бесхитростно будут вслух читать
этикетки, смущая мам и пап. Но как появляются на торговых ярлыках такие
словечки?
— Вообще, названия продуктов придумывают сами
производители, и нет специальной комиссии, которая бы отслеживала такие
вещи, — объясняет начальник управления по защите прав потребителей и
контролю за рекламой Минторга Ирина Барышникова. — Правда, на этапах
сертификации, гигиенической регистрации эти названия могут быть отсеяны.
Попасть на прилавки различного рода нецензурщине сложно, но, увы, и
такое случается.
От нецензурного до романтического один шаг.
Просто искрит нежными названиями винно–водочное производство.
Плодово–ягодные алкогольные напитки, которые в народе называют чернилами
или бормотухой, на самом деле носят изысканные имена. Игра слов на
этикетках завораживает: «Осенний вальс», «Лунная мелодия», «Цветное
лето» и даже «Для милых дам». А бутылочка «На посошок» словно призывает:
друзья, рано расходиться!
— Такие «экзотические» названия мы
стараемся давать винам, которые идут на экспорт, — объясняют выбор в
отделе маркетинга Слонимского винодельческого завода. — Ведь выражение
«на посошок» представителям других наций не всегда понятно: это наш
местный колорит, он и привлекает внимание иностранных покупателей. К
слову, просто так имена тому или иному вину не даются: собирается
«худсовет» — маркетологи, технологи, каждый предлагает свое название,
потом выбирается лучшее.
В общем, побродив по магазинам и
гипермаркетам, вдоволь повеселишься. И не только в продуктовых отделах.
Заглянув, к примеру, в отдел детских игрушек, можно увидеть «коня
железного» или «питекантропа Петю». Забавно? Но это уже другая история.
Компетентно
Елена Маевская, доцент кафедры социологии журналистики Института журналистики БГУ:
—
Все эти названия ориентированы на определенного покупателя. Сухарики
«Рень» явно понравятся раскрепощенным молодым людям, которых надпись на
упаковке повеселит. Задумайтесь: товары класса «люкс» обычно очень
сдержанно рекламируют, не прибегая к эпатажу. Потому что люди, их
покупающие, попросту не оценят пошлую или грубую рекламу. А вот у таких
продуктов, как чипсы и семечки, свой специфический покупатель. Поэтому и
реклама, и названия соответствующие.
Кстати
Блистают
изобретательностью и российские производители. На прилавках магазинов
можно увидеть конфеты «Виртуалочка», семечки «Гламурные», мед «Добрый
мишка, крепкая шишка», мороженое «Даша с джемом» и «Саша с вареной
сгущенкой». Мясной салат «Ошибка сапера» можно есть вприкуску с батоном
«Молодость с отрубями». А на десерт — яблочное повидло «Абрикос».