Ученые установили, что джазовые музыканты более чувствительны к
отклонениям в звучании мелодий, чем их коллеги, занимающиеся
классической и рок-музыкой. Работа опубликована в журнале Neuropsychologia.
В исследовании принимали участие 7 академических музыкантов, 10
джазовых, 14 рок-музыкантов и 11 добровольцев, не играющих на
музыкальных инструментах. В ходе эксперимента испытуемым демонстрировали
немое документальное кино, за событиями которого необходимо было
следить в соответствии с инструкциями. Одновременно в наушниках
проигрывали специальные тестовые записи. При этом записывалась
электроэнцефалограмму (ЭЭГ) добровольцев.
Тестовый музыкальный фрагмент представлял собой повторяющийся мотив из четырех нот (напоминающий альбертиевый бас),
причем в каждом втором повторении мотива одна из нот была немного
по-разному "испорчена". По сравнению с нормальной, у нее был изменен
тон, время проигрывания (ритм), тембр (эффект "старого радио"),
громкость, панорамирование и так далее.
Появление таких отклоняющихся стимулов в предъявляемой
последовательности вызывало характерную мозговую активность, которую
нейрофизиологи называют негативностью рассогласования. Чем более выражено проявлялась эта активность, тем чувствительней к музыке считали ученые испытуемых.
Оказалось, что именно джазовые музыканты обладали наибольшей
чувствительностью к отклонениям звучания по тону, ритму, громкости и
другим параметрам. В то время как академические музыканты превосходили
своих коллег в чувствительности к тембру. Рок-музыканты и простые
слушатели оказались наименее чувствительными.
Ранее ученые, изучавшие особенности восприятия звука у музыкантов, установили, что абсолютный слух является, возможно, не таким редким явлением, как считалось ранее.