Это что–то новенькое. Общественное объединение
«Спортивно–туристический клуб «Кола–БОК» направило в Брестский
горисполком письмо, в котором говорится о необходимости создавать в
городе безопасные условия для езды на велосипеде...
Велосипед
в областном центре стремительно набирает популярность. Недавно,
например, прошла необычная свадьба: жених, невеста и гости прикатили на
регистрацию не на кадиллаке, а на велосипедах. В июле группа брестчан
ездила в Польшу на празднование 600–летия Грюнвальдской битвы. На днях
велоэнтузиасты массово проехали по областному центру под лозунгом «За
вело–Брест!». А 9 — 12 сентября «Кола–БОК» вместе с управлением
физкультуры, спорта и туризма Брестского облисполкома, областным
представительством НОКа приглашает всех желающих поучаствовать в
белорусско–польском велопробеге, посвященном областному фестивалю
«Дажынкi». Путь лежит — в Малориту.
Брестские велосипедисты
завидуют соседям: за Бугом — в польском Тересполе, где всего 6 тысяч
жителей, параллельно улицам — велосипедные дорожки в 3 метра шириной. В
Минске и Гродно ситуация тоже более благоприятная. А в Бресте власти
только–только стали задумываться, что и велосипед — средство
передвижения. В горисполкоме мне рассказали, что теперь при ремонте
улиц и тротуаров дорожникам рекомендовано заботиться не только об
автомобилистах и пешеходах, но также и о велосипедистах. Что ж, ждем
результатов...
Тем более что у Бреста завидное велосипедное
прошлое: здесь жил и работал Николай Дранько, которого многие считают
не иначе как основоположником белорусского велоспорта («Барьер № 13»,
«СБ» за 17 мая 2008 года). Благодаря его стараниям в предвоенные годы в
центре города открыли земляной велотрек, который, правда,
просуществовал недолго. В 1953 году Николай Дранько создал и 21 год
руководил Брестской детской велосипедной спортивной школой. Подготовил
более полусотни чемпионов и призеров всесоюзных первенств. В 1953 году
старший сын Дранько — Василий — занял призовое место на чемпионате СССР
на треке...
Парадокс, но первые велодорожки появились в
областном центре только год–два назад — на проспекте Республики, улицах
Октябрьской революции и Суворова. Правда, велосипедисты их...
игнорируют.
— Слишком высокие бордюры! Нужно постоянно
слезать с велосипеда и перетаскивать его через них. Так же страдают
молодые мамы с колясками, — сокрушается руководитель «Кола–БОК» Михаил
Кузьменчук. — Где–то ездим по тротуарам, где–то — по проезжей части. А
удовольствие получаем, когда уезжаем из Бреста.
В городе
удовольствие действительно получить нелегко. К тому же опасно и
накладно для кошелька. Ведь пункт 148 Правил дорожного движения никто
не отменял: двигаться по проезжей части на велосипеде запрещено, если
имеется тротуар. Только при отсутствии тротуара, значит, за городом
велосипедистам можно ездить по краю проезжей части. А там езда нередко
заканчивается трагически.
— В нынешнем году в Брестской
области произошло 55 ДТП с участием велосипедистов. Итог: 17 погибших,
40 раненых. В 26 случаях виноваты сами велосипедисты, — привела
тревожную статистику начальник отделения пропаганды и агитации УГАИ УВД
Брестского облисполкома Наталья Сахарчук.
Конечно, вилять
между машинами — риск, и немалый. Но Михаил Кузьменчук считает, что
виноваты в происшествиях не только участники движения, но и
соответствующие службы, которые не создают условий для езды на
велосипеде.
— Почему, реконструируя улицы, не делают
велодорожек? На бульваре Космонавтов, например. Скоро будет ремонт
улицы Янки Купалы, и опять в проекте нет велодорожек, — сокрушается
руководитель спортивно–туристического клуба. — Мы уже сами приступили к
разработке схемы велодвижения по Бресту. С ней планируем отправиться к
чиновникам с надеждой, что на основании наших пожеланий специалисты
разработают оптимальные маршруты.
Еще один больной вопрос —
парковки. Михаил Кузьменчук справедливо спрашивает, почему возле
спортивных сооружений Бреста нет велопарковок? Ни у ледового дворца, ни
у спорткомплекса «Виктория». Нет их и у колхозного рынка. Зато
приспособление для стоянки велосипедов видела возле одной из городских
аптек. Оказалось, все объясняется очень просто. Хозяйка сети аптек Нина
Павлючик — сама активная велосипедистка...
Но пока к
брестским аптекам чаще подъезжают автомобили. Как и к спортзалам,
магазинам и административным зданиям. Человек на велосипеде в моем
городе — все еще рисковый нарушитель дорожного движения: и
автомобилисты его не любят, и пешеходы. И так будет до тех пор, пока не
придет в наши умы и чиновничьи кабинеты осознание того, что велосипед —
самый экологичный и самый выгодный вид транспорта. Да и полезный для
здоровья, между прочим.
В тему
Николай Хевук, начальник управления физической культуры, спорта и туризма Брестского облисполкома:
—
Я — двумя руками за велосипедные дорожки и не раз высказывал по этому
поводу свое мнение. Сам езжу на велосипеде по городу, правда, по
проезжей части. Существующие велодорожки в городе — никудышные. Нужно
посадить строителей на велосипеды и заставить проехаться. Они ведь
бывают за границей, могли бы подсмотреть, как нужно делать съезды, если
сами не понимают.