Состояние сельских улиц — большая и серьезная проблема...
Вы
хотели бы найти миллион рублей? А сто? Полагаете, вопрос риторический?
Тогда признаюсь как на духу. На днях в командировке в Логойский район
обнаружила 100 миллионов. Теперь плохо сплю по ночам. Нет, не потому,
что боюсь грабителей. Тут все как раз наоборот. Взять миллионы и
потратить на благое дело практически невозможно. Заинтригованы? Тогда
объясню все по порядку.
Хорошо горим
«...Мы,
жители деревни Кроква Логойского района, уже не знаем, куда обращаться.
Вроде как дома наши стоят не на хуторе в чаще леса и не на острове
посреди болот, а всего в километре от вполне оживленного шоссе Логойск
— Зембин. Но из–за бездорожья нам трудно пешком дойти до наших
участков, а на машине добраться просто нереально. В этом году случилось
в деревне два пожара. В первый раз пожарные бежали 500 метров к месту
происшествия, а во второй — теряли драгоценное время в поисках подъезда
к очагу возгорания. Летний домик семьи Ляхнович и старенький «Москвич»
сгорели. Хозяин, инвалид I группы, чудом выжил, выкатившись из домика,
получил ожоги. Скорая помощь застряла по дороге, потому что
единственный путь, по которому можно было добраться к дому погорельцев,
лежал через засеянное поле сельхозкооператива».
В письме о
буднях неперспективной деревни на 60 с лишним дворов — 16 подписей. И
увесистый пакет практически безнадежной переписки с сельсоветом,
райисполкомом и дорожным ремонтно–строительным управлением № 165
Минскоблдорстроя. Однако зацепило. Положила я все в сумку и отправилась
в дорогу.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Приезжаю
в деревню — и с первых минут понимаю: все описанное — чистая правда. И
даже не вся. Солидную порцию стресса получила, когда видавший виды
«уазик» переваливался с кочки на кочку, проезжая по Левобережной и
Родниковой–Садовой улицам Кроквы. О том, что это улицы, а не
продолжение колхозного поля, меня просветила попутчица — председатель
Швабского сельисполкома Логойского района Жанна Попучеева.
Пожары
действительно были. Весной у пенсионеров Ляхновичей загорелась баня, а
в июне летний домик, где спал хозяин, сгорел дотла (замыкание старой
проводки). «5 — 7 минут мы потеряли, пока добирались к очагу
возгорания, — подтвердил Виктор Мороз, начальник пожарного
аварийно–спасательного поста № 16 в деревне Швабы Логойского районного
отдела по чрезвычайным ситуациям, — пришлось ехать через поле». И врачи
к пациентам в Крокву добираются пешком, оставляя машину там, где
кончается дорога.
К некоторым домам подъездов не было и в
советские времена, а сейчас прямо от забора простираются заливные луга
— кочки, овражки, ямы. Где проложишь тропку, там и дорога. По
импровизированным улицам больше не ездит сельхозтехника, не кипит
колхозная трудовая жизнь, вот и буйствует трава. Деревня состарилась
вместе со своими жителями. В местном сельхозкооперативе занят только
один сельчанин, остальные — пенсионеры и дачники.
— Помогите нам, — расплакалась при встрече жительница деревни Нина Бирюкова, — мы здесь, как на заброшенном острове...
Золотая жила
Но
чем поможет журналист, если местная власть, судя по ответам на
многочисленные жалобы, развела руками в бессилии? Однако иду до конца.
Прежде всего в ДРСУ–165, которому в начале года по решению Минского
областного Совета депутатов передали все сельские дороги, и кроквенские
в том числе.
«На их обслуживание и содержание (в общей
сложности передано 242 километра) нам выделен всего 261 миллион рублей,
— оперирует фактами Евгений Шабуня, главный инженер ДРСУ–165. — В
среднем миллион на километр. Для сравнения: ремонт 2,7 километра
гравийки между деревнями Свидно и Загорье обошелся в 53,7 миллиона
рублей, или 18 миллионов — километр. А в Крокве дорог вообще нет. Их
нужно не ремонтировать, а строить. Будет принято такое решение, выделят
финансовые ресурсы — построим».
Неутешительно, хотя кое–какой
результат есть: дорожники пообещали ямы подсыпать, вкопать трубы, чтобы
в дождливую погоду на пути в низинах не стояла вода. Уже хорошо.
Откликнулся на беду и директор местного СПК: «Если нужно ямы засыпать,
то мы тоже готовы помочь. Но как депутат райсовета скажу вам: не там
деньги ищете. Обратитесь лучше в сельсовет».
Тоже мне совет!
Местные Советы — власть, конечно, уважаемая, самая близкая к народу, но
еще с советских времен безденежная. Или я ошибаюсь? Уж не открыли ли
золотую жилу в Минском районе геологи, а мы и местные жители ничего не
знаем?
Жила не жила, а деньги в сельских исполкомах
действительно появились. Источник — земля. В 50–километровой зоне от
Минска она уходит с торгов, образно говоря, со свистом. В прошлом году
сельсоветы Логойского района продали на аукционах более 2 гектаров
земли для строительства жилья. Средняя цена — 10,6 миллиона за участок.
В 2008–м — реализовано 3 гектара. С начала нынешнего года в Швабском
сельсовете на аукционах выручили 100 миллионов рублей.
— Но
направить их на строительство подъездных путей в Крокве мы не можем:
дороги нам больше не принадлежат, — комментирует ситуацию председатель
сельсовета.
Оказывается, у «земляных» денег есть строгое
целевое назначение. Их даже на повышение зарплаты работникам сельсовета
направить нельзя. Только на благоустройство территории сельсовета. А
что благоустраивать, если как раз в начале года решением Минского
областного Совета депутатов дороги переданы ДРСУ, водопроводы — ЖКХ?
Куда же тратят деньги? Миллионы, вырученные в прошлом году на аукционах
в Швабском сельсовете, по решению райисполкома были направлены на
приобретение спецтехники для жилищно–коммунальной организации. Уверена,
покупка важная и наверняка необходимая. Вопрос тут в другом. Получив
какие–то средства от продажи участков на конкретной территории, куда
логичнее выделить их непосредственно на развитие инфраструктуры. И
выгодно. Скажем, в Крокве из–за отсутствия дорог землю сейчас купит
разве что камикадзе, а как появится нормальный проезд, глядишь, и цены
на местную недвижимость пойдут вверх. Чем плохо?
Состояние
сельских улиц — большая и серьезная проблема. С начала года в ДРСУ–165
пришло 49 жалоб с требованием привести подъездные пути в надлежащее
состояние. Это вдвое больше, чем за предыдущие два года. Где же выход?
На мой взгляд, он очевиден: либо снова передать дороги в ведение
сельсоветов (что, может быть, и не лучший вариант), либо как–то
урегулировать целевое назначение и расходование аукционных денег.