Российские
эксперты провели опрос, доверяют ли покупатели этикеткам на продуктах.
Результаты шокировали: только треть потребителей считают описание
товара действительно полезным источником информации. Около 30%
ответили, что расшифровать смысл указанных на этикетке данных способны
только специалисты химической промышленности. Остальные или не доверяют
информации на упаковках, или покупают сырые, свежие продукты, на
которые этикетки не наклеивают. А если бы провели подобный опрос у нас?
Результаты наверняка оказались бы схожими.
Захожу в один из минских супермаркетов. Народу — не протолкнуться. Интересно, обращают ли покупатели внимание на этикетки?
— Нет, а смысл? Все равно ничего ни понимаю в этих «Е».
— Не читаю, очень мелко пишут, разве что с лупой ходить за покупками.
— Да врут они все. Смотри, стопроцентный сок. Как же! Почему ж он тогда из томатной пасты сделан?
— А я всегда внимательно изучаю. Есть же какие–то правила оформления упаковки, и, думаю, хоть кто–то их соблюдает.
В
общем, ясно одно: о доверии говорить пока рано. Почему? На некоторых
продуктах действительно невозможно разглядеть полный перечень того, из
чего они состоят. А уж там может быть что угодно. Вот «Икра лососевая»,
изображенной на банке аппетитной рыбы вы там не сыщите. И в крабовых
палочках — ни грамма натурального мяса краба. Одно радует:
производитель честно указал, что там намешано. А дальше дело за малым.
Внимательный покупатель насторожится, раз у так называемого
натурального продукта в графе «состав» заменитель на заменителе и
заменителем погоняет.
— По Закону «О защите прав
потребителей» покупатель имеет право на достоверную информацию о
товарах, а изготовитель и продавец обязаны своевременно ее
предоставить, — рассуждает Валентина Алексеева, главный специалист
отдела государственного надзора и контроля Госстандарта. — Что касается
сведений о продукте, на этикетках и упаковках они должны быть
представлены на белорусском или русском языке четким и разборчивым
шрифтом.
Требования к шрифтам на этикетках прописаны в
стандарте СТБ 1100–2007, который касается информации для потребителей о
пищевых продуктах. Для названия продукта, его особенностей и
специальной обработки производители должны выбрать шрифт высотой не
менее 2 миллиметров, который будет четко выделяться на любом фоне.
Правда, специалисты считают, что проблема «слишком мелко написано» еще
долго останется нерешенной, ведь, к примеру, на кубики с бульоном не
поместится громадный текст, разве что папирус прикрепить!
—
Номинальное количество продукта и единицы измерений можно указывать
шрифтом другой высоты, но также не менее 2 миллиметров, — отмечает
Светлана Куруч, консультант управления технического нормирования и
стандартизации Госстандарта. — А вот каким должен быть шрифт при
обозначении срока годности, требования не установлены.
Возможно,
по этой причине именно срок годности и становится главным фактором
недоверия к этикеткам. Заветные число — месяц — год не всегда сразу
заприметишь на упаковке. А в сети минских магазинов продолжительное
время перебивали конечную дату реализации молочных продуктов. Правда,
нашлись внимательные покупатели, пожаловались. Но иногда изменять цифры
и не нужно, все равно их не увидят.
— Деточка, я без очков не вижу, — обращается старушка к молодому продавцу. — Когда это молочко завезли?
Продавец,
показывая всем своим видом, что делает одолжение, небрежно бросает:
«Сегодня!» А между тем у молока уже завтра заканчивается срок годности.
Знакомая картина?
Не верят этикеткам еще вот почему. По
правилам пометка о наличии или отсутствии в продукте ГМО должна быть не
только на упаковке, но и на ценнике. Мне таких товаров найти не
удалось. Всегда ли надпись «Без ГМО» гарантирует, что модифицированные
организмы отсутствуют?
— Бывает, что проверка выявляет
нарушителей, — комментируют ситуацию в Госстандарте. — В таких случаях
инспектор составляет протокол, и вопрос решают уже через суд.
Более
того, некоторые производители противоречат сами себе: пометку «Без ГМО»
размещают рядом с составом, где значатся... модифицированные
компоненты. Правда, по словам специалистов, сегодня эта проблема не так
актуальна, как пару лет назад, когда запрещенные компоненты находили в
пельменях и соевых продуктах. Но если экспертиза показала, что в
крабовых биточках или рыбных консервах есть запрещенные ингредиенты, а
на упаковке о них ни слова, что делать покупателю?
— В этом
случае нарушено право потребителя на достоверную информацию, —
комментирует юрист Илья Латышев, директор ОО «Юридическая группа
«Вердикт бай». — Предъявив результаты экспертизы, можно потребовать в
магазине вернуть деньги за некачественный товар. Если же потраченную
сумму не возвращают, можно обратиться в суд.
Вы по–прежнему игнорируете мелкий шрифт на этикетках?