Международный коллектив ученых открыл новую страницу в споре о «человеке флоресском» — ископаемом гоминине, чьи останки были обнаружены в 2003 году в Индонезии (остров Флорес, пещера Лианг Буа). Часть мирового научного сообщества считает человека флоресского отдельным видом людей карликового роста, жившим в островной изоляции в то же время, когда на планете остались только Homo sapiens. Другие ученые, к коим относятся авторы статьи, полагают, что необычный облик «хоббита» объясняется врожденной патологией.
Мацей Хенненберг (Maciej Henneberg) и его коллеги утверждают, что с точки зрения научной логики нельзя «учреждать» новый вид на основе одного лишь черепа из Лианг Буа, который обладает признаками аномального развития (даже если конкретный медицинский диагноз пока поставить не представляется возможным). Необычные свойства — это не одно и то же, что уникальные, а бремя доказывания уникальности «человека флоресского» должно лежать на сторонниках более экстравагантной гипотезы. Одно лишь наличие анатомических черт, характерных для многих врожденных пороков развития (асимметрия, небольшой размер мозга, низкорослость), в типовом образце делает невозможным выделение нового вида согласно критериям Международного кодекса зоологической номенклатуры. Эти черты по отдельности встречаются у многих представителей аустронезийской расы. Наконец, ученые отмечают: нормальный научный процесс проверки гипотезы в случае человека флоресского затруднен из-за того, что власти Индонезии закрыли доступ мирового научного сообщества к костям гоминида.
Во второй статье авторы подчеркивают методологические ошибки первой публикации о «хоббите» в журнале Nature (2004 год). С учетом того, что жил обладатель черепа из флоресской пещеры в то же время, что и Homo sapiens (74-12 тысяч лет назад), «изобретателям» нового вида следовало бы рассмотреть его анатомические особенности в контексте заболеваний человека — однако этого не было сделано. Низкорослость и маленький объем мозга встречаются как минимум при 50 синдромах.
Авторы исследования изначально выдвинули гипотезу о том, что человек с Флореса страдал от карликовости Ларона. Однако в ходе дальнейших поисков они остановились на трех показателях: черепнолицевой ассиметрии, лобно-затылочном размере и коротких бедренных костях, которые, по их мнению, указывают на синдром Дауна. Сравнение с антропометрическими показателями современных индонезийцев привели авторов к выводу, что размер мозга и рост флоресского человека находится в пределах нормы для аустронезийца с синдромом Дауна.