Федеральная служба по тарифам России подготовила новое положение о
порядке ценообразования на продукцию военного назначения, закупаемую в
рамках государственного оборонного заказа. Как пишет газета
«Коммерсантъ», новая система позволит фиксировать стоимость военной
продукции на заключительном этапе исполнения госконтракта, а также
отменит введенные еще в 1997 году стимулирующие цены гособоронзаказа.
Согласно проекту постановления правительства «Об условиях и порядке
применения видов цен на продукцию по гособоронзаказу», закупка у
единственного поставщика (таким статусом в оборонной сфере, где
практически отсутствует конкуренция, обладают многие предприятия)
продукции, сроки производства которой не превышают три года, будет
производиться по фиксированной стоимости, прописанной в контракте на
поставку вооружений и военной техники.
Новым порядком предусмотрено возмещение издержек оборонных
предприятий, но только в случае проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, а также закупки новых типов вооружений.
Ориентировочные, а не фиксированные цены, могут быть указаны в контракте
только в том случае, если речь идет о ремонте военной техники или
схожих работах. В этом случае просчитать заранее стоимость работ очень
сложно.
Кроме того, уточняемые цены могут быть прописаны в контракте на
поставку военной продукции, сроки производства которой превышают три
года. Однако в этом случае, уточняемые цены становятся фиксированными,
как объем исполнения государственного контракта достигает отметки в 80
процентов. Такое положение позволит избавится от приписок ─
производители уникальных изделий нередко требовали включения в контракт
не связанных с ним расходов.
Наконец, проект нового постановления отменит стимулирующие цены на
военную продукцию. Такие цены включают в себя не только стоимость
готовой продукции, но также часть расходов производителя на закупку
необходимых материалов у субподрядчиков и инвестиции в производство. По
оценке Министерства обороны России, благодаря новому порядку
ценообразования расходы бюджета на гособоронзаказ могут сокращаться на
10-15 процентов ежегодно.
В настоящее время ценообразование на военную продукцию, приобретаемую
государством в рамках гособоронзаказа, регулируется постановлением
правительства №660 «О ценах на продукцию оборонного назначения,
поставляемую государственному оборонному заказу» и приказом Министерства
экономического развития России №179. Оба этих документа непубличны и
имеют гриф «для служебного пользования».
Указанные документы предполагают возможность указания в контракте
четырех видов цен: фиксированной, возмещающей издержки, ориентировочной и
стимулирующей. Фиксированные цены утверждаются в контракте только в том
случае, если сроки изготовления продукции составляет не более трех
месяцев. При выпуске продукции со сроком производства более полугода,
проведении НИОКР и производстве опытных образцов устанавливаются
ориентировочные цены.
Разница между возмещающими издержки и стимулирующими ценами
заключается лишь в том, что последние учитывают и расходы оборонных
предприятий на развитие производства. При этом в основе этих двух
методов ценообразования лежит принцип «затраты плюс». В целом
действующая с 1997 года система отчасти привела к ценовым войнам между
военными и предприятиями оборонного комплекса, из-за которых сроки
поставки продукции в последние годы были затянуты.
Пересмотреть принципы ценообразования на военную продукцию в марте
2013 года предложил вице-премьер России Дмитрий Рогозин; новый проект
постановления правительства подготовлен по его поручению. Основной
задачей проекта фактически является ограничение роста цен на продукцию
гособоронзаказа уже с 2014 года. До последнего времени цены на
вооружение и технику непрерывно росли из-за постоянного увеличения
издержек предприятий выше уровня инфляции.